НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Военные трофеи в экспозиции по Великой Отечественной войне

article2730.jpg

Автор - Погодаев Олег Валентинович


1945 год…

 

Кадры военной хроники – украшенные гирляндами цветов и еловых лап эшелоны с портретами Сталина: конец войне, домой!!! Счастливые и усталые лица, долгожданные встречи, слёзы радости.

 

И, конечно, каждый что-нибудь вёз домой: всевозможные трофеи – порой полезные в хозяйстве, порой совершенно нелепые и ненужные. В отличие от штабистов и высших чинов, вагонами вывозивших антиквариат, простой солдат вёз лишь то, что могло уместиться в «сидор» – часы и зажигалки, фарфоровые куклы, сладости или консервные банки с «вторым фронтом» (впрочем, последние обычно чаще съедались ещё в пути), обувь и наливные авторучки. Такую же чепуху вёз с войны и мой дед – в том числе японский фотоаппарат, нож для харакири и американскую жестянку с прессованным консервированным луком… множество подобных предметов до сих пор кочует по рукам многочисленных коллекционеров, но большинство таких «экспонатов» заняло достойные места в музейных витринах…

 

Фронтовых трофеев в нашем музее больше чем достаточно. Здесь и немецкий «Люггер», и японский пистолет «Намбу», цейссовские бинокль и широкоплёночный фотоаппарат «Иконта», причём с помощью последнего, возможно, сделаны фотографии из трофейного фотоальбома с эрзац-обложкой. Блокнот со стратегическими схемами, аккуратно начертанными фашистским полковником с немецкой дотошностью. Самурайская фляга с 2 деревянной пробкой, но с плоским дном (можно поставить), надпись на которой перевели однажды японские делегаты: «1940 год».

 

Егерский штык-нож из Золингена в чёрных жестяных ножнах (E.&F. Horster. Solingen) и эсэсовский кинжал типа финки, «кинжал офицеров штурмовых отрядов – «Штурмабтелунг» (SA), образца 1933 г.». Говорят, что за образец был взят охотничий кинжал Гольбейна, XVI в. Надпись на лезвии: «Aллес фюр Дойчланд» («Всё для Германии»).

 

Отдельно лежат потемневшие рейхспфенниги – мелкие монеты с фашистским гербом – орлом со свастикой, позаимствованным у древнеримских легионеров. И – оккупационные рейхсмарки на плохой бумаге, с изображением селян с грустными лицами. Многие экспонаты привезены в своё время с мест боёв, отрытые и перепроданные местным коллекционерам «чёрными копателями» – такие, например, как изъеденная коррозией дюралевая ременная пряжка со свастикой, почерневшие гильзы и пули. Ещё в восьмидесятых мне нередко предлагали купить в коллекцию немецкие «смертные медальоны» – алюминиевые пластины с личными данными, с бороздкой для преломления, часы с прогнившими механизмами или посеребрённые медальончики на цепочках – с эмалевым изображением римского Папы и лозунгом, оправдывающим любые злодеяния: «Готт мит унс» («С нами Бог»).

 

Подготовка экспозиционного материала заняла у музейных работников не месяц и не два: слишком много предметов, и слишком мало места в витринах – приходилось выбирать самые лучшие и наиболее зрелищно выигрывающие экспонаты. Да и подготовка к экспонированию была трудной: нужно было разместить и предметы амуниции, и личные предметы солдатского быта, и оружие, а также каким-то образом – «трофейные» экспонаты – так, чтобы не было «скученности», перенасыщенности витрин, обеспечен хороший обзор и классификация предметов в исторической последовательности.

 

Некоторые трудности были и с идентификацией предметов – маловато специальной литературы и исторических справочников. Выручали специальный каталог огнестрельного оружия, созданный по заказу МВД, и разноплановая литература для коллекционеров.

 

В настоящее время большинство предметов из коллекции огнестрельного и холодного оружия выставлено в экспозиционном зале, посвящённом истории города и Гражданской и Великой Отечественной войнам. Была изготовлена и закреплена копия утраченного ствола к германскому парабеллуму типа «Люггер», отремонтирован затвор японского пистолета «Намбу». Были и споры о целесообразности представления на постоянную экспозицию немецкого трофейного фотоальбома: существовала опасность деформации страниц, отслоения и выгорания старых фотографий. Но после того, как были изготовлены специальные колпаки из оргстекла и осуществлено затемнение залов (устранена угроза попадания прямых солнечных лучей), а электрическое (рассеянное) освещение подавалось только во время проведения экскурсий и для отдельных посетителей, решено было разместить и фотоальбом, и блокнот немецкого полковника, и фронтовой дневник командира миномётной роты, а также фронтовые письма и советские агитационные конверты.

 

О некоторых предметах стоит рассказать поподробнее.

 

Германский штык-нож «Хиршфенгер» («Охотничий нож») предназначался для крепления к винтовке типа «98». Подобные ножи являлись церемониальными или наградными, существовало много их разновидностей: штыки отличались размером, отделкой, даже имелись варианты с пилкой на обухе клинка. Характерными особенностями являлись односторонняя заточка, глубокий жёлоб и рукоять, имеющая форму головы орла. На кожаной части ножен выцарапана надпись «Январь м-ц 1945 г. З.Л.». Лезвие хромированное, с клеймом братьев Хёрстер из Золингена, со 4 следами многочисленных заточек. Рукоять закреплена заклёпками. Передан музею в 1991 г. Принадлежал жителю г. Свободного Погодаеву Валентину Кирилловичу, в быту использовался как обычный охотничий нож.

 

Кинжал для штурмовых отрядов – «Sturmabteilung» – принадлежал жителю с. Новороссийка Мазановского района Карбышеву Амосу, участнику первой мировой войны. Передан музею в 1985 году. Аналогичный кинжал был учреждён по приказу Гитлера для ношения всеми членами СС («Schutzstaffeln»). В каталогах указан как «кинжал офицера СА образца 1933 года. Рукоять деревянная, коричневого цвета, соответствовала униформе «коричневорубашечников», но чёрные ножны были окрашены соответственно формы штурмовиков СС. Первой фирмой-производителем стала «J. P. Saur». На более ранних вариантах вместо надписи «Аlles fur Deutschland» («Всё для Германии») имелась надпись «Deutschland uber Alles» («Германия – превыше всего»). На наградных надпись делалась позолотой, и даже имелся автограф Гиммлера».

 

Пистолет японского производства «Намбу» был передан музею сотрудником ОВД И.А.Репешко в 1986 году. История создания данной модели имеется в энциклопедии огнестрельного оружия, выпущенной специальным тиражом для пользования сотрудников МВД. Пистолет «Намбу-А» был создан около 1905-1907 гг. японским оружейником Т.Комуро, который назвал свой новый пистолет в честь генерала Кииро Намбу. Полное название – «Тип 4-го года эры Тайшо». Пистолет «Намбу», переданный музею, является «8-зарядным 7-миллиметровым «Намбу» образца 1925 года с подвижным стволом и передвижным секреторным прицелом, автоматическим предохранителем». Интересен тот факт, что данный образец был приспособлен конкретно для офицеров Квантунской армии: скоба была увеличена, и можно было стрелять, не снимая перчатки.

 

Пистолет германского производства «Парабеллум» типа «Люгер» был сравнительно недавно передан музею свободненским коллекционером Латкиным М.В. (ныне проживает в г. Благовещенске). Им же был выточен муляж утраченного ствола. Рама пистолета сильно проржавевшая, деревянные накладки рукояти самодельные, отсутствует обойма. Оригинальный механизм затвора после реставрации действует. В энциклопедии А.Е. Хартника «Пистолеты и револьверы» («Лабиринт Пресс», Москва, 2002) имеются следующие сведения: «В начале ХХ века Георг Люгер, немецкий инженер, работал вместе с Борхардтом (американский картель «Борхардт-Баярд») над созданием армейского пистолета нового типа. И в 1908 году поступил большой заказ от немецкой армии, которая вскоре получила новый пистолет под названием «Model Р08» калибра 7,65 мм Парабеллум (от лат. «para bellum» – «готовься к войне»), позже – калибра 9мм Парабеллум. Пистолет был оснащён особым коленчатым затвором, который двигался вверх во время работы. Сначала этот пистолет производился компанией DWM (Deutsche Waffen und Munitionfabrik), расположенной в Берлине, а с 1930 года – компанией «Маузер» вплоть до 1942 года, когда она переключилась на выпуск пистолетов «Вальтер Р38» по заказу вермахта. После капитуляции Германии в 1945 году их производство полностью прекратилось. В наше время компания «Маузер» выпускает пистолеты «Люгер» в небольших количествах – в основном для коллекционеров и для ежегодных оружейных выставок в Нюрнберге».

 

Фляга стандартная Квантунской армии, изготовлена в Японии в 1940 году, по форме аналогична фляжкам российского образца начала ХХ века, с деревянной пробкой (алюминиевым и более старым – оловянным). Передана музею в 1988 году Беккер Г.П. Принадлежала Косицыну П.И. (1904-1988), кавалеру ордена Ленина, ветерану ВОВ и водного транспорта. На плоском донышке имеется полустёртое фабричное клеймо в виде руки, держащей меч или факел и иероглифы, обозначающие дату изготовления, инициалы «K. N. B.». По легенде, в 1960-е годы входила в комплект принадлежностей к автомобилю «УАЗ».

 

Фотоальбом трофейный, большая часть фотографий в котором сделана широкопленочным аппаратом на оккупированных советских территориях, найден в 1986 году на территории ГДР – г. Мерзебург, округ Галле, в одной из бывших фашистских казарм. Сюжеты фотографий, сделанных на территориях, оккупированных Польши и Белоруссии, представляют реальный интерес для историков. Передан музею в 1989 году Кочневым Е.В., капитаном железнодорожных войск, служившим в ГДР в середине 1980-х гг.

 

Фотоаппарат «Иконта» широкоплёночный, с кожаной складной «гармошкой», цейссовским объектовом, изготовлен в Германии, г. Йёна, в конце 1930-х г.г. Был удобен в эксплуатации: с негативов широкой плёнки можно было печатать малоформатные снимки без помощи фотоувеличителя. Многие фотографии фотоальбома были сделаны именно таким способом. Фотоаппараты подобного типа были «промежуточным звеном» между советским «Фотокором» и японской более портативной «Минольтой», ставшей прототипом фотоаппарата «Москва». Передан музею в 2004 году местным коллекционером Латкиным М.В.

 

И, наконец, самый почётным трофеем в экспозиции нашего музея стал осколок мраморной облицовки Рейхстага, переданный в 1986 году музею Ф.В. Амелиным, ветераном Великой Отечественной войны, дошедшим до Берлина.

 

Как известно, величие многих исторических событий познаётся в сравнении. Поэтому, помимо советских атрибутов времён Великой Отечественной войны, в экспозиции должны обязательно присутствовать и «трофеи» - подлинные вещи и документы, амуниция и оружие вражеской армии.

 

Благодаря такому витринному «соседству» приходит понимание, что на фашистскую Германию работала вся Европа, многое оружие и техника вермахта в начале войны были гораздо совершеннее советских, и даже ножи и ложки (есть и такие на подиуме – со свастикой) – были из нержавейки. Остаётся лишь гордиться и поражаться тому, как за такой короткий срок была переоборудована вся советская промышленность, всё производство, усовершенствована техника – конечно, ценой нечеловеческих усилий.

 

Кроме того, благодаря «трофеям» появилось очень много техники, прочно вошедшей в наш послевоенный быт: благодаря автомобилю «Опель-Капитан» появилось отечественное авто «Победа» (автомобильные канистры с рейховскими клеймами ещё можно встретить у автолюбителей – до войны в СССР использовались неудобные бидоны для ГСМ). Радиоприёмники «Ниппон» и «Телефункен» стали исходным материалом для разработки радиоприёмников «Минск», «Рекорд», «Звезда» и радиолы «Урал». Наручные часы «Улисс Нардин» стали первыми малогабаритными мужскими часами «Победа». В основе очень многих послевоенных технических разработок, в названиях которых так или иначе звучала победная символика, были трофейные механизмы и электротехника.

 

Но самое главное – знаменитый Парад Победы 1945 года был снят на трофейную цветную киноплёнку, которую сами нацисты, как известно, хотели использовать для съёмки совсем другого, несостоявшегося парада!

 

И этим всё сказано.

 

Источники:

1. Яновский А.Н. Холодное оружие Третьего рейха. Кортики, кинжалы, штыки-ножи, клейма. г. Минск, «Харвест», 2007.

2. Хартник А.Е. Пистолеты и револьверы. М., «Лабиринт-Пресс», 2002.

3. Жук А.Б. Стрелковое оружие. М., 1992.

4. Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1988.


Источник

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 28 ноября 2016
ОНИЩЕНКО С.Ю.: Поэма: "Иван да Марья"