НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Военные трофеи в экспозиции по Великой Отечественной войне — Свободная газета +

НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Военные трофеи в экспозиции по Великой Отечественной войне

article2730.jpg

Автор — Погодаев Олег Валентинович


1945 год…

 

Кадры военной хроники – украшенные гирляндами цветов и еловых лап эшелоны с портретами Сталина: конец войне, домой!!! Счастливые и усталые лица, долгожданные встречи, слёзы радости.

 

И, конечно, каждый что-нибудь вёз домой: всевозможные трофеи – порой полезные в хозяйстве, порой совершенно нелепые и ненужные. В отличие от штабистов и высших чинов, вагонами вывозивших антиквариат, простой солдат вёз лишь то, что могло уместиться в «сидор» – часы и зажигалки, фарфоровые куклы, сладости или консервные банки с «вторым фронтом» (впрочем, последние обычно чаще съедались ещё в пути), обувь и наливные авторучки. Такую же чепуху вёз с войны и мой дед – в том числе японский фотоаппарат, нож для харакири и американскую жестянку с прессованным консервированным луком… множество подобных предметов до сих пор кочует по рукам многочисленных коллекционеров, но большинство таких «экспонатов» заняло достойные места в музейных витринах…

 

Фронтовых трофеев в нашем музее больше чем достаточно. Здесь и немецкий «Люггер», и японский пистолет «Намбу», цейссовские бинокль и широкоплёночный фотоаппарат «Иконта», причём с помощью последнего, возможно, сделаны фотографии из трофейного фотоальбома с эрзац-обложкой. Блокнот со стратегическими схемами, аккуратно начертанными фашистским полковником с немецкой дотошностью. Самурайская фляга с 2 деревянной пробкой, но с плоским дном (можно поставить), надпись на которой перевели однажды японские делегаты: «1940 год».

 

Егерский штык-нож из Золингена в чёрных жестяных ножнах (E.&F. Horster. Solingen) и эсэсовский кинжал типа финки, «кинжал офицеров штурмовых отрядов – «Штурмабтелунг» (SA), образца 1933 г.». Говорят, что за образец был взят охотничий кинжал Гольбейна, XVI в. Надпись на лезвии: «Aллес фюр Дойчланд» («Всё для Германии»).

 

Отдельно лежат потемневшие рейхспфенниги – мелкие монеты с фашистским гербом – орлом со свастикой, позаимствованным у древнеримских легионеров. И – оккупационные рейхсмарки на плохой бумаге, с изображением селян с грустными лицами. Многие экспонаты привезены в своё время с мест боёв, отрытые и перепроданные местным коллекционерам «чёрными копателями» – такие, например, как изъеденная коррозией дюралевая ременная пряжка со свастикой, почерневшие гильзы и пули. Ещё в восьмидесятых мне нередко предлагали купить в коллекцию немецкие «смертные медальоны» – алюминиевые пластины с личными данными, с бороздкой для преломления, часы с прогнившими механизмами или посеребрённые медальончики на цепочках – с эмалевым изображением римского Папы и лозунгом, оправдывающим любые злодеяния: «Готт мит унс» («С нами Бог»).

 

Подготовка экспозиционного материала заняла у музейных работников не месяц и не два: слишком много предметов, и слишком мало места в витринах – приходилось выбирать самые лучшие и наиболее зрелищно выигрывающие экспонаты. Да и подготовка к экспонированию была трудной: нужно было разместить и предметы амуниции, и личные предметы солдатского быта, и оружие, а также каким-то образом – «трофейные» экспонаты – так, чтобы не было «скученности», перенасыщенности витрин, обеспечен хороший обзор и классификация предметов в исторической последовательности.

 

Некоторые трудности были и с идентификацией предметов – маловато специальной литературы и исторических справочников. Выручали специальный каталог огнестрельного оружия, созданный по заказу МВД, и разноплановая литература для коллекционеров.

 

В настоящее время большинство предметов из коллекции огнестрельного и холодного оружия выставлено в экспозиционном зале, посвящённом истории города и Гражданской и Великой Отечественной войнам. Была изготовлена и закреплена копия утраченного ствола к германскому парабеллуму типа «Люггер», отремонтирован затвор японского пистолета «Намбу». Были и споры о целесообразности представления на постоянную экспозицию немецкого трофейного фотоальбома: существовала опасность деформации страниц, отслоения и выгорания старых фотографий. Но после того, как были изготовлены специальные колпаки из оргстекла и осуществлено затемнение залов (устранена угроза попадания прямых солнечных лучей), а электрическое (рассеянное) освещение подавалось только во время проведения экскурсий и для отдельных посетителей, решено было разместить и фотоальбом, и блокнот немецкого полковника, и фронтовой дневник командира миномётной роты, а также фронтовые письма и советские агитационные конверты.

 

О некоторых предметах стоит рассказать поподробнее.

 

Германский штык-нож «Хиршфенгер» («Охотничий нож») предназначался для крепления к винтовке типа «98». Подобные ножи являлись церемониальными или наградными, существовало много их разновидностей: штыки отличались размером, отделкой, даже имелись варианты с пилкой на обухе клинка. Характерными особенностями являлись односторонняя заточка, глубокий жёлоб и рукоять, имеющая форму головы орла. На кожаной части ножен выцарапана надпись «Январь м-ц 1945 г. З.Л.». Лезвие хромированное, с клеймом братьев Хёрстер из Золингена, со 4 следами многочисленных заточек. Рукоять закреплена заклёпками. Передан музею в 1991 г. Принадлежал жителю г. Свободного Погодаеву Валентину Кирилловичу, в быту использовался как обычный охотничий нож.

 

Кинжал для штурмовых отрядов – «Sturmabteilung» – принадлежал жителю с. Новороссийка Мазановского района Карбышеву Амосу, участнику первой мировой войны. Передан музею в 1985 году. Аналогичный кинжал был учреждён по приказу Гитлера для ношения всеми членами СС («Schutzstaffeln»). В каталогах указан как «кинжал офицера СА образца 1933 года. Рукоять деревянная, коричневого цвета, соответствовала униформе «коричневорубашечников», но чёрные ножны были окрашены соответственно формы штурмовиков СС. Первой фирмой-производителем стала «J. P. Saur». На более ранних вариантах вместо надписи «Аlles fur Deutschland» («Всё для Германии») имелась надпись «Deutschland uber Alles» («Германия – превыше всего»). На наградных надпись делалась позолотой, и даже имелся автограф Гиммлера».

 

Пистолет японского производства «Намбу» был передан музею сотрудником ОВД И.А.Репешко в 1986 году. История создания данной модели имеется в энциклопедии огнестрельного оружия, выпущенной специальным тиражом для пользования сотрудников МВД. Пистолет «Намбу-А» был создан около 1905-1907 гг. японским оружейником Т.Комуро, который назвал свой новый пистолет в честь генерала Кииро Намбу. Полное название – «Тип 4-го года эры Тайшо». Пистолет «Намбу», переданный музею, является «8-зарядным 7-миллиметровым «Намбу» образца 1925 года с подвижным стволом и передвижным секреторным прицелом, автоматическим предохранителем». Интересен тот факт, что данный образец был приспособлен конкретно для офицеров Квантунской армии: скоба была увеличена, и можно было стрелять, не снимая перчатки.

 

Пистолет германского производства «Парабеллум» типа «Люгер» был сравнительно недавно передан музею свободненским коллекционером Латкиным М.В. (ныне проживает в г. Благовещенске). Им же был выточен муляж утраченного ствола. Рама пистолета сильно проржавевшая, деревянные накладки рукояти самодельные, отсутствует обойма. Оригинальный механизм затвора после реставрации действует. В энциклопедии А.Е. Хартника «Пистолеты и револьверы» («Лабиринт Пресс», Москва, 2002) имеются следующие сведения: «В начале ХХ века Георг Люгер, немецкий инженер, работал вместе с Борхардтом (американский картель «Борхардт-Баярд») над созданием армейского пистолета нового типа. И в 1908 году поступил большой заказ от немецкой армии, которая вскоре получила новый пистолет под названием «Model Р08» калибра 7,65 мм Парабеллум (от лат. «para bellum» – «готовься к войне»), позже – калибра 9мм Парабеллум. Пистолет был оснащён особым коленчатым затвором, который двигался вверх во время работы. Сначала этот пистолет производился компанией DWM (Deutsche Waffen und Munitionfabrik), расположенной в Берлине, а с 1930 года – компанией «Маузер» вплоть до 1942 года, когда она переключилась на выпуск пистолетов «Вальтер Р38» по заказу вермахта. После капитуляции Германии в 1945 году их производство полностью прекратилось. В наше время компания «Маузер» выпускает пистолеты «Люгер» в небольших количествах – в основном для коллекционеров и для ежегодных оружейных выставок в Нюрнберге».

 

Фляга стандартная Квантунской армии, изготовлена в Японии в 1940 году, по форме аналогична фляжкам российского образца начала ХХ века, с деревянной пробкой (алюминиевым и более старым – оловянным). Передана музею в 1988 году Беккер Г.П. Принадлежала Косицыну П.И. (1904-1988), кавалеру ордена Ленина, ветерану ВОВ и водного транспорта. На плоском донышке имеется полустёртое фабричное клеймо в виде руки, держащей меч или факел и иероглифы, обозначающие дату изготовления, инициалы «K. N. B.». По легенде, в 1960-е годы входила в комплект принадлежностей к автомобилю «УАЗ».

 

Фотоальбом трофейный, большая часть фотографий в котором сделана широкопленочным аппаратом на оккупированных советских территориях, найден в 1986 году на территории ГДР – г. Мерзебург, округ Галле, в одной из бывших фашистских казарм. Сюжеты фотографий, сделанных на территориях, оккупированных Польши и Белоруссии, представляют реальный интерес для историков. Передан музею в 1989 году Кочневым Е.В., капитаном железнодорожных войск, служившим в ГДР в середине 1980-х гг.

 

Фотоаппарат «Иконта» широкоплёночный, с кожаной складной «гармошкой», цейссовским объектовом, изготовлен в Германии, г. Йёна, в конце 1930-х г.г. Был удобен в эксплуатации: с негативов широкой плёнки можно было печатать малоформатные снимки без помощи фотоувеличителя. Многие фотографии фотоальбома были сделаны именно таким способом. Фотоаппараты подобного типа были «промежуточным звеном» между советским «Фотокором» и японской более портативной «Минольтой», ставшей прототипом фотоаппарата «Москва». Передан музею в 2004 году местным коллекционером Латкиным М.В.

 

И, наконец, самый почётным трофеем в экспозиции нашего музея стал осколок мраморной облицовки Рейхстага, переданный в 1986 году музею Ф.В. Амелиным, ветераном Великой Отечественной войны, дошедшим до Берлина.

 

Как известно, величие многих исторических событий познаётся в сравнении. Поэтому, помимо советских атрибутов времён Великой Отечественной войны, в экспозиции должны обязательно присутствовать и «трофеи» — подлинные вещи и документы, амуниция и оружие вражеской армии.

 

Благодаря такому витринному «соседству» приходит понимание, что на фашистскую Германию работала вся Европа, многое оружие и техника вермахта в начале войны были гораздо совершеннее советских, и даже ножи и ложки (есть и такие на подиуме – со свастикой) – были из нержавейки. Остаётся лишь гордиться и поражаться тому, как за такой короткий срок была переоборудована вся советская промышленность, всё производство, усовершенствована техника – конечно, ценой нечеловеческих усилий.

 

Кроме того, благодаря «трофеям» появилось очень много техники, прочно вошедшей в наш послевоенный быт: благодаря автомобилю «Опель-Капитан» появилось отечественное авто «Победа» (автомобильные канистры с рейховскими клеймами ещё можно встретить у автолюбителей – до войны в СССР использовались неудобные бидоны для ГСМ). Радиоприёмники «Ниппон» и «Телефункен» стали исходным материалом для разработки радиоприёмников «Минск», «Рекорд», «Звезда» и радиолы «Урал». Наручные часы «Улисс Нардин» стали первыми малогабаритными мужскими часами «Победа». В основе очень многих послевоенных технических разработок, в названиях которых так или иначе звучала победная символика, были трофейные механизмы и электротехника.

 

Но самое главное – знаменитый Парад Победы 1945 года был снят на трофейную цветную киноплёнку, которую сами нацисты, как известно, хотели использовать для съёмки совсем другого, несостоявшегося парада!

 

И этим всё сказано.

 

Источники:

1. Яновский А.Н. Холодное оружие Третьего рейха. Кортики, кинжалы, штыки-ножи, клейма. г. Минск, «Харвест», 2007.

2. Хартник А.Е. Пистолеты и револьверы. М., «Лабиринт-Пресс», 2002.

3. Жук А.Б. Стрелковое оружие. М., 1992.

4. Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1988.

 

Источник — сайт свободненского краеведческого музея

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 28 ноября 2016
ОНИЩЕНКО С.Ю.: Поэма: "Иван да Марья"