НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Свободненские художники 50-х

article2666.jpg

Автор — Погодаев Олег Валентинович


В нашем городе немало талантливых, самобытных художников, в краеведческом музее и Доме народного творчества имени П. Комарова постоянно проводятся выставки, но более всего хотелось бы рассказать о двоих из них – наиболее известных в послевоенные годы, тем более что их картин в настоящее время почти не осталось.

 

Впервые о художнице Анне Васильевне Куклиной я узнал несколько лет назад от свободненских коллекционеров живописи: во многих коллекциях имелись полотна местных художников, но именно её картины почему-то попадались крайне редко.

 

Много лет назад в местной газете прошла информация о выставке её картин в стенах ДОСА, организованная её ученицей, художницей и поэтессой, членом городского литературного объединения Валентиной Фёдоровной Абраменко (её кисти принадлежит и портрет Анны Васильевны), был напечатан буклет. Но в 2010 году о судьбе картин уже никто ничего определённого сказать не мог. В одной из книг приказов по ДОКА г. Свободного, на трофейной японской бумаге обнаружились сведения о том, что в 1946 году Анна Васильевна Куклина зачислена на работу в качестве художника-оформителя (в ДОСА тогда уже работал художник Николай Варфоломеевич Иванов). Там же работали и две её сестры – Лидия Васильевна Пасинова – адвокат, и Татьяна Васильевна Авксентьева, библиотекарь, в прошлом – балерина.

 

Вот что удалось узнать из немногих документов и воспоминаний её ученицы Валентины Фёдоровны Абраменко:

 

Родилась Анна Васильевна Куклина 14 ноября 1898 года в семье забайкальского казака в г. Минусинске. Отец её был военным – Георгиевским кавалером (за заслуги в освобождении Порт-Артура). Мать – домохозяйка. Окончив гимназию в Иркутске, девушка поступила в Художественную школу в Москве. Но окончить её не удалось: в России начинались революционные события. Анне пришлось вернуться домой. Семья к тому времени переехала в Благовещенск. Анна была пятым ребёнком, а после неё родились ещё пять братьев и сестёр. Поэтому ей пришлось искать работу, и вскоре Анна устроилась ретушёром в фотоателье Благовещенска. Мало что известно о её раннем творчестве: в семейном альбоме сохранился карандашный портрет девочки – дочери художницы, датированный 1924 годом. Единственная дочь Анны умерла в семилетнем возрасте. А после смерти отца в 1935 году вся семья переехала в Свободный, где Анна Васильевна продолжила работу ретушёром в фотоателье «Динамо».

 

Известно, что в 1936 году её работы экспонировались на зональной выставке в Иркутске, но вскоре неожиданно был репрессирован её муж, а потом – война… С 1946 по 1956 годы А.В. Куклина работала художником- оформителем в Доме офицеров города Свободного (ДКА, ДОКА, ДОСА, ДОРА, в последние годы ГДО), где проработала до пенсии. Пейзажи, портреты исторических и политических деятелей, батальные сцены. Масло, графика, «сухая кисть»…

 

В ДОСА в последние годы хранились две её работы маслом, одна из которых после закрытия исторического здания бесследно исчезла. Анна Васильевна занималась и скульптурой. Лепила в основном из белой необожжённой глины. Поделок было довольно много. Скульптуры дарила в школы и музеи. Вскоре у неё стало катастрофически падать зрение – сказалась работа с масляными красками, но художница продолжала работать по мере сил. Последние годы художница жила в семье своей сестры Лидии Васильевны Пасиновой. Умерла Анна Васильевна в 1984 году на 86 году жизни.

 

В прошлом году мне удалось встретиться с племянницей художницы – Нонной Анатольевной Цапенко. Оказалось, что в её семье хранятся несколько полотен Анны Васильевны, и есть даже альбом с карандашными набросками. Нонна Анатольевна поделилась самыми тёплыми воспоминаниями о своей тёте и любезно согласилась показать нам семейные портреты её работы (самый старый – портрет Лидии Васильевны Пасиновой, с кошкой на руках – написан ещё до войны), есть и два портрета самой хозяйки, и бабушки – Ольги Андреевны Куклиной, и альбом, о котором упоминалось в буклете. По её словам, семья была гостеприимной, доброжелательной, сёстры играли на пианино, разводили цветы.

 

К сожалению, из пейзажей — только фотокопии, в том числе и портрета брата – Юрия Анатольевича Пасинова. Но графические наброски в альбоме впечатляли. Художница по памяти рисовала фрагменты из популярных в те годы фильмов, – с Михаилом Жаровым, Людмилой Целиковской, и даже зарубежной актрисой Франческой Гааль! Зарисовки во дворе и сквере ДОСА, отдыхающие солдаты, портреты друзей и знакомых…

 

Но самым неожиданным было то, что сохранилась одна из скульптур – «С чего начинается Родина». Причём с автографом. Скульптуры из сырой глины недолговечны, но эту Нонне Анатольевне удалось сберечь.

 

 

О втором художнике я вспомнил, собирая материалы об Анне Васильевне Куклиной. В вестибюле старого здания свободненской школы № 1 в семидесятых годах было огромное полотно в потемневшей раме – очень хорошая копия известной картины П. Белоусова «Мы пойдём другим путём», посвящённая юности В.И. Ленина. На раме была полустёртая надпись: «Копия А. Зонова». Пожилая учительница рассказала мне тогда, что этот художник-копиист работал в пятидесятых учителем рисования и черчения.

 

Имя журналиста Валентина Алексеевича Зонова, члена Союза журналистов России, в нашем городе известное, и во время встречи с ним удалось многое выяснить о его отце, известном в своё время театральном художнике-оформителе. О первых годах творчества можно узнать из книги Виктора Алексеевича Зонова, газетной статьи, посвящённой 35-летию Сальского музея имени народного художника В.К. Нечитайло.

 

Родился Алексей Фёдорович Зонов 10 (23) февраля 1902 года в Вятке, в семье священнослужителя Фёдора Степановича Зонова. (Как рассказал его сын, В.А. Зонов, «… на одной улице с В.М. Молотовым, тогда Скрябиным»). Молодым человеком поехал в Петроград и поступил в Академию художеств. Не закончил, так как был реалистом, а в начале двадцатых там лидировали приверженцы новых направлений – в основном кубисты. Пошёл работать в театр ТРАМ («театр рабочей молодёжи», который в конце 30-х годов стал Ленинградским государственным театром имени Ленинского комсомола, «Ленкомом») художником-постановщиком.

 

О театральном художнике А.Ф. Зонове упоминал в своей книге «Искусство и молодёжь» А.В. Луначарский! Алексеем Фёдоровичем было выполнено оформление многих спектаклей, например, сатирическая комедия «Сашка Чумовой» молодого комсомольского драматурга А.Н. Горбенко. Премьера спектакля состоялась в помещении Дома коммунистического воспитания молодёжи им. М. Глерона 21 ноября 1925 года: «Постановка М.В. Соколовского, художник – А.Ф. Зонов».

 

Друзьями его были актёр Борис Чирков, художники Николай Костров, Евгений Чарушин, Юрий Васнецов, Валентин Курдов, иллюстрации которых многие знают по детским книжкам. Ленинградское издательство «Прибой» выпустило брошюру художника – «Декорации в деревенском театре».

 

В конце 20-х Алексей Фёдорович уехал из Ленинграда: сырой климат подорвал здоровье. Художник поехал на строительство канала Волго-Дон, затем оказался в г. Сальске Ростовской области — большой узловой станции. Там и женился на казачке – Анне Яковлевне Хамулиной. Вскоре появились на свет дети – Валентин, Александр, Виктор, Георгий и Зинаида. Работал Алексей Зонов художником-оформителем, расписывал общественные помещения, преподавал в школе черчение и рисование.

 

В 1936 году по его инициативе при Сальской райдеткомиссии открылась художественная мастерская, художник стал первым её заведующим. До войны тридцать живописцев-самоучек освоили премудрости оформительского дела у А.Ф. Зонова.

 

Когда началась война, художника забрали на фронт, но потом комиссовали из-за проблем со зрением. А вскоре в Сальск вошли немцы. Художник с семьёй переехал на хутор Весёлый, где и прожил до конца войны. Рисовал пейзажи, картинки с банальными сюжетами, которые дети продавали на рынке. Был мастером на все руки. После войны вновь преподавал черчение и рисование, и в те годы только у него в городе было официальное разрешение писать портреты вождей. Заказы были в основном на портреты Ленина и Сталина.

 

А.Ф. Зоновым тогда же была оформлена «маршальская комната» на конезаводе С.М. Будённого (легендарный маршал там нередко бывал). Но для семьи из семи человек средств не хватало. Болела дочь – врачи советовали сменить климат. Когда узнал, что идёт оргнабор на Дальний Восток, сделал заявку, и вскоре всей семьёй приехал на станцию Свободный. Алексею Фёдоровичу сразу дали комнату в общежитии, устроили на работу в школу № 60 (192).

 

Подрабатывал художник учителем рисования и черчения в нескольких городских школах, в селе Малая Сазанка, был методистом в районо, оформителем. Именно в школе № 1 написал много копий известных картин – пейзажи И.И. Шишкина, картины – Ф. Решетникова «Опять двойка», В. Серова «В.И. Ленин среди делегатов третьего съезда комсомола», и т.д. Своих работ сравнительно немного – был слишком большой объём заказов от учреждений образования. Во многом ему помогали дети – Виктор и Георгий впоследствии стали известными художниками. В Свободном Алексей Фёдорович имел немало друзей, многие начинающие оформители приходили к нему за советом.

 

По воспоминаниям детей, «… отец был очень скромным человеком, добрым, любил свою семью, ради неё жил. Кроме того, очень образованный, мудрый и несомненно талантливый. Несмотря на постоянные бытовые трудности, его мышление всегда оставалось чрезвычайно широким».

 

В 1964 году художника потянуло на родину, и он с женой и младшими детьми уехал в Сальск. Вскоре заболел, но продолжал писать акварели даже в больнице.

 

А в марте 1965 года Алексея Фёдоровича Зонова не стало.

 

По словам педсостава свободненской средней школы № 1, в настоящее время из картин художника А.Ф. Зонова ничего не сохранилось. Но возможно, у кого-то из горожан имеются копии известных полотен или небольшие этюды известного театрального художника (именно так он упоминается в некоторых энциклопедиях).

 

Из работ же Анны Васильевны Куклиной, по словам её племянницы Нонны Анатольевны Цапенко, в городе может находиться около полутора десятка её картин.

 

В нашем музее имеется полотно Анны Васильевны с автографом – подарок председателя Комитета ветеранов г. Свободного А.Г. Никулина. Картину (как и журналы приказов по ДОСА (ДОКА) 1940-х годов) удалось сохранить во время ликвидации Дома офицеров и передать музею (обветшавший, без рамы холст со сценой охоты готовился к списанию, как и остальное имущество).

 

Мы надеемся, что Нонна Анатольевна всё же согласится передать нашему музею часть наследия художницы.


Список источников:

1. Виктор Зонов. «Заметки на пути». ООО «Талер», г. Сальск, ул. Кирова, 56. Тир. 30 экз.

2. Павел Маринчик. «Рождение комсомольского театра «ТРАМ». «Искусство», 1963 г.

3. «Правда», 8 июля 1928 г., № 157.

4. Луначарский А.В. «Искусство и молодёжь». Изд. «Молодая гвардия», М., 1929 г.

 

Источник — сайт свободненского краеведческого музея

Комментарии (1)
Алексей Дыма (Вахтённый) # 23 мая 2016 в 23:56 0
Шиманский Василий Иванович:
Вот вы пишите о художниках Свободного.

А знаете, что в сталинские времена одному только художнику разрешалось рисовать портреты вождей. Это был мой двоюродный брат Иван Александрович Шаманский.

...У входа в парк железнодорожников стоял пятиметровый портрет Сталина? Кто его рисовал? Иван Александрович.

У меня есть переписка одной из жительниц Свободного о Иване. Некоторое время он дружил с её матерью и подарил им две своих картины. У нас дома тоже висела его картина на которой был изображен казачий хутор с казачкой у колодца.


Где эта картина делась, я не знаю.

Вот, что говорит одна из знающих Ивана Александровича, как художника:

ВАСИЛИЙ ! ПОЗВОНИ ! В ГАЗЕТУ ПОЗВОНИ ! В МУЗЕЙ ГОРОДСКОЙ, МОЖЕТ ЕСТЬ ПОРТРЕТЫ ИЗ ДОМА ОФИЦЕРОВ ? А , КТО , ЕСЛИ НЕ ТЫ ? В ПОНЕДЕЛЬНИК И ПОЗВОНИ ! РАССКАЖИ , ЧТО ИВАН ШИМАНСКИЙ В МОСКВЕ УЧИЛСЯ , ЧТО ТОЛЬКО ОН ИМЕЛ ДОКУМЕНТ О ТОМ, ЧТО ИМЕЕТ РАЗРЕШЕНИЕ РИСОВАТЬ ПОРТРЕТЫ ВОЖДЕЙ. ЭТО ДЛЯ МУЗЕЯ ИНТЕРЕСНО. УСПЕХА.

Иван Александрович Шаманский окончил в Сталинское время в Москве Суриковское училище и только у него было разрешение ЦКа КПСС рисовать портреты вождей.
Мне он говорил не раз - Как мне охота быть свободным художником, а не копиистом.


В большинстве своём он рисовал портреты вождей, которые, скорее всего, уничтожили. В копиях автора не указывали.

Ивана заставляли рисовать портреты вождей, которые висели по всему городу, парках, Доме офицеров и так далее.
Но он большой художник.

Я работал при заключённых в ЦАРЗе, к которому примыкал лагерь №217. Мне приходилось бывать и на территории лагеря.

Один ЗЭК, по кличке "Острый", звали его Саней,, показывает мне двух зэков и говорит: "Посмотри на этих двоих! Один из них художник. Он нарисовал портрет Сталина и повесил его над своей кроватью, зная о том, что рисовать портреты вождей запрещено. Второй был охранником. ОН сорвал этот портрет со стены. Вот они теперь друзья. Одному добавили 10 лет за то, что рисовал вождя, второму 10 лет за то, чт тот сорвал портрет вождя. Вот так, дорогой!"

Об этом вы прочтёте в романе тогда, когда я буду писать о своей работе в 1953-ем году с ЗЭКа и о лагере №217 и пересыльном пункте №313.

Что я работал в это время там, доказательством может служить моя трудовая книжка.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Я был редактором газеты "Металлист" и мне на зону разрешалось проносить фотоаппарат, где я фотографировал заключённых. Жаль, что тех негативов не сохранилось. Я давал подписку на 25 лет.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Видите вверху "6-ое лагерное отделение ЦЛОУМВД" Это Центральное Лагерное Отделение Управление Внутренних Дел"

Это уже тогда, когда я работал контролёром ОТК в механическом цехе, был членом бюро ВЛКСМ завода и возглавлял Бригаду содействия милиции.

О том времени и задержании мной банды грабителей, будете читать в романе. Эта банда орудовала от Владивостока до Читы. Я взял главаря, после взяли остальных. Мне предлагали: "Переходите работать в милицию. Мы вам сразу присваиваемым звание младшего лейтенанта потому, что вы отслужили на флоте. Обещаем отправить вас в Москву учиться. От туда вы вернётесь следователем Прокуратуры".

Я отказался. Был женат и у нас был маленький ребёнок. Моё образование позволяло. За плечами было 10 классов и Школа связи Тихоокеанского флота. Об этом тоже прочтёте в романе...
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1