ТРАГЕДИЯ ПОДЛОДКИ К-431

article1927.jpg

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника.


10 августа 2015 года исполняется тридцать лет со дня трагической аварии на атомной подводной лодке К-431 проекта 675. Эти события касаются и меня.

 

Немного о себе. Родился в 1943 году в городе Свободном. С 1952 по 1962 годы воспитывался в детских домах Амурской области. 22 июня 1962 года был призван на военную службу и направлен в учебный отряд подводного плавания в г. Владивостоке. Осенью 1962 года мы всем взводом записались добровольцами на Кубу – можно сказать, сидели на чемоданах. Буквально через несколько дней политическая обстановка в мире изменилась, и мы продолжили своё обучение.

 

 

В мае 1963, с отличием закончив обучение в учебном отряде по специальности «радиометрист», я был направлен в дивизию атомных подводных лодок, расположенную в Приморском крае. В июле был зачислен в экипаж строящейся АПЛ К-31 675 проекта старшиной команды наведения и средств радиоуправления крылатых ракет.

 

Далее – обучение в городе Обнинске, затем – на ракетном полигоне недалеко от города Северодвинска. В 1964 году получили свою лодку в городе Комсомольск на Амуре. В посёлке Большой Камень нашу лодку достроили. После всех необходимых испытаний вышли в первую линию, то есть, вошли в число постоянно боеготовых кораблей.

 

Командиром лодки был капитан второго ранга Калухин В.К. Старший помощник, капитан третьего ранга Пошивайлов В.И. – мой земляк, родом из Райчихинска. Заместитель командира лодки по политической части – капитан второго ранга Сибиряков И.М. Командир нашей боевой части №2 – капитан-лейтенант Куприянов А.А.

 

Можно очень долго перечислять других офицеров, мичманов, старшин и матросов нашего экипажа и рассказывать об интересных эпизодах нашей службы.

 

В 1965 году мы на «отлично» отстрелялись ракетой П-6 по плавучей мишени.

 

В понедельник 13 июня 1966 года в 13 часов мы ушли в автономное плавание. Наш командир, старой морской закалки, веривший в приметы, был очень огорчён таким фактом, но – приказ есть приказ! Месяц мы находились недалеко от острова Гуам, где находился склад атомных боеголовок седьмого флота ВМС США. В то время Штаты вели крайне жестокую войну против Демократической республики Вьетнам, и собирались применить атомное оружие. В случае принятия США такого решения мы должны были всплыть и выпустить по острову Гуам все имеющиеся ракеты и торпеды с атомными боеголовками. В такой ситуации с очень большой вероятностью наша лодка была бы уничтожена.

 

Но всё обошлось, и в августе мы вернулись на базу.

 

Меня командир отпустил поступать в институт. Лодку резервный экипаж готовил перегнать на новое место базирования. Я поступил в институт, в августе 1966 года был демобилизован. И всю дальнейшую жизнь очень сожалел, что не получил удостоверение и нагрудный знак «За дальний поход».

 

48 лет мне ничего не было известно о судьбе моей лодки. В ноябре 2014 года в Интернете я нашёл статью об аварии на АПЛ К-431. Оказывается, нашу лодку К-31 в 1978 году переименовали в АПЛ К-431.

 

В 1985 году лодка пришла на судоремонтный завод для перезарядки атомных реакторов. 10 августа 1985 года при нарушении технологии ремонтных работ произошла трагедия общегосударственного масштаба. На лодке, находившейся у пирса №2 судоремонтного завода ВМФ в бухте Чажма (посёлок Шкотово-22) производилась перезарядка активных зон реакторов. Работы проводились с нарушениями требований ядерной безопасности и технологии: использовались нештатные подъёмные приспособления.

 

При подъёме крышки реактора поднялась компенсирующая решётка и поглотители. В этот момент на скорости, превышающей разрешённую в бухте, мимо прошёл торпедный катер. Поднятая им волна привела к тому, что плавучий кран, удерживавший крышку, поднял её ещё выше, и реактор вышел на пусковой режим, что вызвало тепловой взрыв. Мгновенно погибли 10 офицеров и матросов. Тела погибших были уничтожены взрывом. Позже, при поисках в гавани, были найдены небольшие фрагменты останков.

 

На подводной лодке начался пожар, который сопровождался мощными выбросами радиоактивной пыли и пара.

 

Очевидцы, которые тушили пожар, рассказывали о больших языках пламени и клубах бурого дыма, который вырывался из технологического отверстия в корпусе лодки. Крышка реактора весом в несколько тонн была отброшена на сотню метров.

 

Тушением занимались неподготовленные сотрудники - работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок без спецодежды и спецтехники. Тушение пожара заняло около двух с половиной часов. Специалисты аварийной флотской команды прибыли на место ЧП через три часа после взрыва.

 

На месте аварии был установлен режим информационной блокады, завод был оцеплен, пропускной режим завода усилен. Вечером того же дня была отключена связь посёлка с внешним миром. Разъяснительная работа с населением не проводилась, ввиду чего население получило дозу радиационного облучения.

 

К середине 1990-х было официально выявлено более 950 пострадавших.

 

После аварии реакторный отсек залили бетоном, лодку отправили в бухту Павловского на длительное хранение.

 

Я поздравляю с наступающим праздником – Днём подводника, членов нашего экипажа - и тех, кто отслужил, и тех, кто в настоящее время несёт эту трудную, но почётную службу. И искренне преклоняю свою седую голову перед погибшими и пострадавшими при ликвидации аварии на АПЛ К-431.

 

 

 

Б.Г. Карпец

г. Свободный

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1