Город Свободный и его окрестности. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ. ГЛАВА 37. Транспорт: Речной

article1606.jpg

Автор — Падалко Алексей Егорович


В середине 1932 года начала строиться Суражевская судоверфь: кузнечно-механический цех, электростанция, деревянный лесопильный амбар с двумя пилорамами, деревообделочный цех, столярно-шлюпочная мастерская и лесопилка с автономной котельной.

 

В 1933 году на судоверфи установлен локомобиль «ЛМ-УШ» и электрогенератор «Ч-14». В 1934-1935 гг. устанавливаются станки. В 1935 году осуществлён выпуск 34 единиц несамоходного флота общей грузоподъёмностью 18 060 тонн.

 

С 1935 года начинает осваиваться технология изготовления самоходных судов. За два года судоверфь выпустила 36 единиц общей мощностью 2 640 лошадиных сил.

 

С 1953 года начался выпуск металлических судов грузоподъёмностью 1 000 тонн.

 

1 апреля 1957 года флот пристани Суражевка вместе с плавсоставом переведён в Суражевский судостроительно-судоремонтный завод (ССРЗ), который 1 декабря этого года реорганизован в Суражевскую ремонтно-эксплуатационную базу флота (РЭБ флота) им. В.В. Куйбышева. 17 марта 1962 года Суражевская РЭБ флота переименована в Свободненскую РЭБ флота, а Суражевская пристань, основанная, как и порт Свободный, в 1929 году, преобразована в речной порт Свободный. В 1968 году речной порт Свободный выпускает большегрузные металлические баржи грузоподъёмностью 3000 тонн.

 

В декабре 1987 года Свободненский речной порт и Свободненская РЭБ флота реорганизованы в «Речной порт». С началом реформ «Речной порт» преобразован в АОЗТ «Торговый порт Свободный».

 

С начала организации - с 1932 года - РЭБ флота по 1982 год выпустила судов несамоходного флота общей грузоподъёмностью около 400 000 тонн, а самоходного флота - общей мощностью 5122 лошадиных сил. Сегодня на месте  РЭБ флота остался только пустырь. Речной порт Свободный сокращён до небольшого участка Благовещенского порта.

 

Пристань «Суражевка» создана весной 1929 года. Одной из славных страниц речной истории нашего города были пароходы. Они были приписаны с начала 1930-х к местной речной пристани,  а с весны 1957 – к РЭБ флота.

 

Первые пароходы свободненских речных предприятий появились в начале 1930-х, а последний пароход был снят с  эксплуатации и отправлен в затон на слом осенью 1975-го. Это был буксирный пароход «Томск» 1936-го года постройки, последним капитаном которого был В.В.Кулагин.

 

За более чем 40-летнюю историю свободненских пароходов (1930-е - 1975) их в пристани и РЭБ флота было более полусотни. Вот имена только некоторых из этих пароходов: «Меркурий», «Журавлёв», «Черненко», «Пушкин», «Роза Люксембург», «Карл Либкнехт», «Академик Крылов», «Котовский» (он же «Орджоникидзе»), «Щорс» ( он же «Каганович»), «Чкалов», «Гастелло», «Уран» (он же «Мазурук»), «Орион» ( он же «Юмашев»), «Гродеково», «Томск», «Иркутск», «Ярославль», «Харьков», «Саратов», «Челябинск»  и др.

 

В дальнейшем речной порт был разделён на несколько небольших предприятий.

С 2009 года стал Свободненским участком Благовещенского речного порта. Его основная деятельность сегодня - перевозка грузов по Зее . Пассажирские перевозки по Зее не существуют.

Речная переправа через Зею закрыта. Речной вокзал ликвидирован.

 

Суражевская судоверфь создана в 1932 году, именем В.В. Куйбышева названа в 1935 году. В 1954 году преобразована в Судостроительно-судоремонтный завод (ССРЗ), который в 1957 году реорганизован в Ремонтно-эксплуатационную базу флота им. В.В. Куйбышева (РЭБ флота), объединившуюся в 1989 году с Торговым портом «Свободный». Судоверфь (ССРЗ, РЭБ флота) строила баржи разного тоннажа и производила ремонт судов речного флота. На территории предприятия - пустырь.

Комментарии (1)
Алексей Дыма (Вахтённый) # 10 августа 2014 в 23:39 0
Cвoбoднeнцы нe мoгyт cмиpитьcя c зaкpытиeм пapoмнoй пepeпpaвы чepeз Зeю
petrov 07.05.2014 - 12:38 дп:
что вы, что вы! у нас по всем статистическим данным все прекрасно! живем как сыр в масле! ленты режем по поводу и без него! строительство целыми районами грохаем, хотя любому дураку понятно, что такое строительство выходит гораздо дороже государству, чем многоэтажные дома (кровельные работы, подвальные помещения, инженерные коммуникации, благоустройство дворовой территории, а так же их моральный облик. все это выгодно лишь тем – кто мутит с этим строительством, искусственно завышая цену за каждый барак). я не понимаю, как они еще не додумались строить одноэтажные здания? это же вообще будет мега прибыль=))))
tornado-37 07.05.2014 - 7:59 дп:
Что вы привязались к Пoпoвичу , он - никто и никакие вопросы решать не может!
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 28 ноября 2016
ОНИЩЕНКО С.Ю.: Поэма: "Иван да Марья"