Город Свободный и его окрестности. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ. ГЛАВА 35. Транспорт: Железнодорожный

article1586.jpg

Автор — Падалко Алексей Егорович


В июне 1908 года вышел царский указ о сооружении железной дороги от станции Куэнга до Хабаровска с ветками на Рейново и Благовещенск. Началось строительство Амурской железной дороги.

 

6 (19) декабря 1913 года первый поезд из шести товарных вагонов, гружённых лесом, отправлен из Благовещенска в Петербург.

 

26 января 1911 на межведомственном совещании в Благовещенске решено:

 

«Признать вопрос об устройстве города в районе деревни Суражевка и будущей железнодорожной станции решённым положительно. Назвать город в честь наследника Алексеевском».

 

В сентябре 1916 года по железнодорожному мосту через Амур пошли поезда от Владивостока до Петербурга.

 

Если первый мост через р. Зею в районе Алексеевска был полностью построен с 15 января 1912 года по 25 марта 1914 года, то второй мост построен заключёнными в рекордно короткий срок: с 24 февраля 1935 по 28 апреля 1936 года.

 

14 июня 1959 года Амурская железная дорога была введена в состав Забайкальской железной дороги.

 

19 сентября 1959 года Белогорское отделение Забайкальской железной дороги переведено в Свободный и переименовано в Свободненское отделение Забайкальской железной дороги.

 

В мае 1974 году станцию Свободный покинул последний паровоз. В 1981-1984 годах Забайкальская железная дорога была полностью электрифицирована.

 

С 4 августа 1940 в г.Свободном начала действовать Мало-Амурская железная дорога имени Л.М.Кагановича (ныне Малая Забайкальская  железная дорога), расположенная между г.Свободным и дер. Бардагон. Её длина – 11,6 км, имеет 4 станции: Юность (бывш. Сталинское  счастье), Дальневосточная (бл.пост), Подгорная (бл.пост бывш. Павлика Морозова), Пионерская. На Мало-Амурской железной дороге находятся сооружения: локомотивное депо, 2 металлических моста, 11 водопропускных труб, 4 неохраняемых переезда.

 

Коротко об истории этой дороги: в январе 1939 после опубликования в газете «Пионерская правда» письма тифлисских пионеров с призывом строить детские железные дороги по всей стране группа школьников г.Свободного и ст.Михайло-Чесноковская обратилась к Михаилу Ивановичу Калинину с просьбой разрешить строительство детской железной дороги в Свободном. Развитие железнодорожного транспорта в то время было одним из приоритетных направлений в Советском Союзе, поэтому идея строительства детской железной дороги на одной из крупнейших станций Транссиба была одобрена правительством. Проектированием дороги занялись проектные организации Амурской железной дороги. По проложенной осенью 1941 временной ветке до совхоза Свободненский юные железнодорожники обеспечивали бесперебойную доставку строевого леса, угля, дров и соли для совхозного мясокомбината, а обратно везли мясо и овощи. Всего за годы войны по детской дороге перевезено больше 26.000 тонн народнохозяйственных грузов.

 

Первым начальником Мало-Амурской железной дороги был Гелерштейн Семён Петрович. 

 

И сегодня Мало-Амурскую детскую железную дорогу продолжают обслуживать школьники 9-15 лет.

  

«Свободненский регион» был создан на базе Свободненского отделения Забайкальской железной дороги. Свою историю ведёт с 1915 года, то есть по окончании строительства Амурской железной дороги. 1 марта 1923 года Амурская железная дорога была разделена между Читинской и Уссурийской ж/д. Но уже 28 февраля 1936 года Уссурийская железная дорога разделилась на Дальневосточную и Амурскую ж/д. 14 июля 1959 года последняя объединилась с Забайкальской ж/д с Управлением в Чите, а в Свободном осталось отделение этой дороги.


Здание Управления Амурской железной дороги

Начиная  с 10 ноября 1932 по приказу ОГПУ в Свободном был создан БАМЛаг, Управление которого размещалось в здании сегодняшнего отделения Забайкальской железной дороги. В Управлении работало более тысячи человек. Так как мест для его работников не хватало, на здании надстроили 3-й и 4-й этажи (интересно, что при достройке крышу не разбирали, а поднимали над этажами).

 

В Управлении было две группы работающих: вольнонаёмные и бесконвойные заключённые типа священника Павла Александровича Флоренского – то есть те, которые могли выходить из зоны по спецпропускам, но должны были возвращаться к вечерней проверке. На 4 этаже этого здания был конференц-зал, где демонстрировали кино, куда приезжал и показывал свои спектакли кукольный театр.

 

 В 1950-58 тут работал и струнный оркестр под управлением самодеятельного композитора Николая Охотского.

 

В 1959 в левом крыле здания была открыта школа-интернат № 6, а в 1965 размещался и открывшийся в Свободном железнодорожный техникум. Правую  половину продолжало занимать Свободненское отделение Забайкальской железной дороги.

 

БАМЛаг работал только 5 лет, и 22 мая 1938 был расформирован, были созданы отдельные лагеря. Если в БАМЛаге в 1935 находилось 150 тысяч заключённых, то к концу расформирования (в 1938) было 293 тысячи. Только в одном Свободном погибло 115 тысяч человек. Это и расстрелянные, и умершие от болезней и лишений, а всего через это учреждение прошло 886 тысяч человек.

 

История нашей малой Родины!

Комментарии (3)
Алексей Дыма (Вахтённый) # 1 августа 2014 в 07:34 0
В районе перекрёстка ул.Мало-Амурской и Литвиновской возводится "метро им.Маяковского", как его уже окрестили местные жители (в честь названия близлежащей улицы).

Поясню о чём речь.
Ливневая канализация, читайте - открытые лотки, "строится" в эти дни на участке от Детской ж/д дороги до ул.Мало-Амурской.
И если в начале начали за здравие по всем стандартам - верх лотков ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть на одном уровне с дорогой - то по состоянию на 31.07.2014 канализация пошла ВГЛУБЬ, а полотно дороги ВВЕРХ.

Вот и возникает вопрос, чего деньги тратить на ПЕРЕДЕЛКУ.
Причём теми же "специалистами".

Даёшь ветку МЕТРО в Свободном!


Журналисты - не обойдите стороной это ЗНАКОВОЕ событие.

Жить становится всё интереснее и увлекательнее.
Что нам ещё МАЯЧ-ит?..
Алексей Дыма (Вахтённый) # 1 августа 2014 в 22:30 0
Свободному есть чем гордиться.
Малая Забайкальская Железная дорога - 1 место по протяженности в России (11,5 километров).

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Фото Виктора Долженко.
Алексей Дыма (Вахтённый) # 3 августа 2014 в 17:17 +1
С ДНЁМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1