ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ – ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

23 октября 2013 - Pinochet
article1145.jpg

Будни деградации: современные школьники не понимают стихотворений Пушкина


На сайте нашей газеты www.svob-gazeta.ru пользователь под ником Пиночет разместил в своём блоге статью под столь ужасным (не побоюсь этого слова) заголовком.  


Приводим её вниманию наших читателей:

 


«Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.

 

Но с «Осенью» всё сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, её яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но всё же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвёртую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.

 

Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывём до финиша. Осталась вторая строфа.

 

Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдалённые седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.

 

На следующий день вернулся из школы с «пятёркой». Взахлёб рассказывал про то, что пятёрок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.

 

Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да ещё всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.

 

Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…

 

Учительница как могла, объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.

 

«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвёртом классе разбирали предложение «пастух трубит в рожок». У детей спросили: «Знаете, что такое рожок?». Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил, что это такое мороженое. Ещё один ребёнок сказал, что слышал это слово, «когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА». И всё».

 

Возможно, ещё через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока ещё можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»

 

Такая вот статья. Неужели действительно мы настолько деградировали, что наши дети и внуки уже не понимают стихов великих русских поэтов? Ведь Пушкин и Россия неотделимы друг от друга. Стихи Александра Сергеевича о природе льются как музыка, завораживают звучанием строф. Так кто же виноват, что дети их не понимают?

 

На мой взгляд, прежде всего – родители. Да, по телевизору сейчас засилье «лунтиков», «смурфиков», «смешариков»… Какое уж там «очей очарованье» — сплошной примитивизм. Но неужели их нечем заменить? Почему бы не посмотреть вместе с ребёнком хорошую старую сказку или просто взять книгу и прочитать её малышу. Есть сколько угодно прекрасных волшебных сказок: русские, английские, французские, норвежские… Прекрасные принцессы и злые великаны, тролли и гномы, эльфы и феи…

 

И когда героем, образцом для подражания является для ребёнка не мушкетёр или храбрый витязь, а человек-паук – мне от души жаль такого малыша. Убог внутренний мир, выпестованный на низкопробных историях!

 

Родители, не бойтесь старых сказок и «непонятных» стихов Пушкина – бойтесь умственной деградации и душевной ущербности.

 

Начните с себя. Во многих семьях напрочь отсутствует культура речи. «Классно»! – говорят молодые родители. Скажите «очаровательно»: «Дорогая, ты очаровательна!».

 

Не спорю, быть «классной» проще, чем очаровательной, но потрудиться стоит. 

И ребёнок с детства будет понимать значение этого слова.

А что такое «очи», вы уж ему как-нибудь объясните.

 

Стоит только захотеть!

 

Мария Леонова


"СВОБОДНЫЕ НОВОСТИ: АМУР" ВКонтакте с Вами!

Спешите увидеть, оценить и непременно прокомментировать !

В будущем, вероятен вариант распространения "СГ+" и по другим соц. сетям!

 администратор сайта «СГ+» 

Вахтённый (Vahteny)

Комментарии (7)
Levushka # 24 октября 2013 в 09:16 +2
Мария Леонова, я с Вами!
undefined:
Начните с себя. Во многих семьях напрочь отсутствует культура речи. «Классно»! – говорят молодые родители. Скажите «очаровательно»: «Дорогая, ты очаровательна!».
Это то, что мы должны делать.
Мы - это те, кто хочет оставаться Русским.
Стыдно за деградацию языка и мыслей. Да, именно в этом порядке - языка и мыслей. Стыдно.

Русская эмиграция больше Русские, чем мы - живущие на Родине.
И нужно-то совсем ничего - применять Русские слова в обычной речи!
Нам с Вами!
А Русская литература нам поможет, она тоже "вместе".
Лаврентий Палыч # 24 октября 2013 в 09:35 0
Народ, который не убеждён в своей исключительности и уникальности будет стёрт с лица земли.
Народ, не имеющий национального самосознания есть навоз, на котором произрастают другие народы.
alexxxxxs # 24 октября 2013 в 10:13 +1
Цитаты из "88 заповедей Дэвида Лэйна"
Кроме этого, там есть и более острые выражения, собственно:
- 19. Народ, который не убеждён твердо в своей уникальности и ценности, будет стёрт с лица земли.;


ну и далее логично следует:
- 20. Белая раса страдала от нашествий из Азии и Африки на протяжении тысячелетий. Например, Аттила и гунны в 5 веке, прошедшие по Европе. 800 лет спустя - монголы Чингиз-хана. В 8 веке мавры покорили Испанию, Португалию и часть южной Франции.

- 21. Народ, позволяющий чужим, людям другой расы, жить у себя, исчезнет. Так может исчезнуть и вся Белая раса, уже сейчас составляющая очень небольшую часть человечества.
- 28. Концепция мультирасового общества нарушает законы Природы.
Дэвид Лэйн
Дэ́вид И́ден Лэйн — американский приверженец идей белого национализма. Член организации «The Order». Умер, находясь в тюремном заключении в федеральном исправительном комплексе города Тер Хот, штат Индиана.

___________________

Лаврентий Палыч, ты это имел в виду?
alexxxxxs # 24 октября 2013 в 11:29 0
Просто мы это уже проходили.
Если не помнить историю, она повторяется!
Спойлер
Лаврентий Палыч # 24 октября 2013 в 11:38 +3
Простите я не сослался на автора. Первое цитата действительно Д.Лэйна, вторая Петра Столыпина. С так называемыми "заповедями" Лэйна я согласен лишь частично и с некоторыми из них, в частности с той, которую привел здесь.
Алексей Дыма (Вахтённый) # 24 октября 2013 в 10:18 +1
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Редакция газеты СГ+ # 24 октября 2013 в 11:11 +2
Всем ставлю по 100 плюсов! Какие вы молодцы!
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1