КТО ВОРУЕТ ТАЛАНТЫ У НАШИХ ДЕТЕЙ

article1024.jpg

Все дети талантливы. Это подтвердит вам любой профессиональный психолог или педагог. 

 

Но послушайте, что говорит японская пословица:

«В 5 лет – гений, в 10 – талант, в 16 – способный, в 30 – обыкновенный человек».

 

Как ни печально, но пословица права. Куда же исчезают все детские таланты?..

 

Вот любопытный факт. В конце пятидесятых Министерства образования СССР было проведено одно масштабное исследование. Когда полученные данные были обработаны и сведены в итоговую таблицу, исследователи… забеспокоились.

Государственная Комиссия на специальном закрытом заседании выслушала доклад исследователей и приняла решение: засекретить не только результаты, но и саму тему исследования.

Двадцать лет спустя новый состав Министерства образования, вероятно, не зная о печальном опыте предыдущих коллег, проводит точно такое же исследование. И… также засекречивает полученные данные.

Возможно, эти два странных исследования, проведённых в общеобразовательных школах, так до сих пор и остались бы государственной тайной, если бы не пришла горбачёвская перестройка. Многие материалы с грифом «Секретно» были в то время преданы гласности. В том числе и те, что припрятаны от широкой общественности чиновники Министерства образования. Что же в них было такого крамольного?..

Как оказалось, и в 50-х, и в 70-х годах наши учёные, исследуя разные возрастные категории, хотели определить процент людей с дивергентным мышлением (т.е. творческим, неординарным) мышлением. К страху или к ужасу наших педагогов, было определено, что (цифры пишу по памяти, поскольку важны не они, а суть):

– в возрастной группе «дошкольники» (до 6 лет включительно) процент нестандартно мыслящих детей доходил до 95%;

– среди учеников начальных классов (первый-третий классы) он резко снижался – 55%;

– среди учеников средних классов (четвёртый-восьмой классы) он опускался  приблизительно до 30%;

– среди учеников старших классов (девятый-десятый классы) и студентов-первокурсников он становился совсем малым – около 15%;

– среди студентов старших и выпускных курсов  – около 10%.

 

Когда я прочитал ту статью, в которой проводились эти данные, тогда ещё подумал:

 

«Если бы исследователи изучили мышление взрослых людей других, менее интеллектуальных профессий, то, вероятно, процент гениев среди них был бы ещё меньше».

 

Как оказалось, мои догадки были не далеки от истины.

Не так давно мне попалась в руки книга известного английского педагога Кена Робинсона «Призвание». В ней он приводит данные похожего исследования, проведённого в США:

 

«Исследование заключалось в серии тестов, которые давали 1600 детям от 3 до 5 лет. Если ребёнок достигал определённого результата, его считали гением дивергентного мышления. Из 1600 детей «гениями» оказалось 98%. Но это было исследование на длительность – через 5 лет учёные опрашивали тех же детей с помощью тех же тестов. «Гениями» дивергентного мышления оказались 32%. Опрос был повторён ещё через 5 лет. Результатов «гениальности» достигли только 10% детей.

 

Тогда учёные дали те же самые тесты 200 000 взрослых, и только 2% смогло перешагнуть рубеж «гениальности» в дивергентном мышлении (т.е. творческом, неординарном)»

 

Давайте снова зададим себе вопрос: почему так происходит? Вот что по этому поводу думает Кен Робинсон:

 

«Мы все рождаемся с огромными естественными талантами, но наши образовательные учреждения склонны душить многие из них. Такая растрата талантов происходит из-за нескольких факторов: узкое сосредоточение на нескольких академических предметах, вытеснение из школ творческих и гуманитарных предметов, сухое преподавание математики и науки, одержимость стандартизированными тестами и необходимость учить для тестов…

 

Существующая образовательная система опустошает наш разум так же, как мы опустошаем недра планеты – с определёнными целями. Такой подход – это подход без будущего».

 

Когда мы, наконец, поймём что не экономика и не деньги – самое важное для людей!

Что не качество и количество машин, колбас, станков, урожая – показатель цивилизованности общества!


Самое важное – какого человека «выпускает» это общество: порядочного, ответственного, справедливого, мудрого – того, кто будет заботиться не только о себе, но и о других; или всего лишь хорошо обученного, беспринципного «делателя денег», послушного социальному манипулированию обывателя – ненасытного потребителя товаров и услуг?..

 

Все эти научные и профессиональные знания, безусловно важны, но одних их человеку (и человечеству) совершенно недостаточно.

Никакое даже самое высшее образование, никакая даже самая развитая наука не в силах воспитать в человеке воображение и, главное, духовность.

Без воображения нет ни творчества, ни прогресса, а без духовности – нет ни любви, ни ответственности.

А значит, и мира, и безопасности, и справедливости, и порядка, и всего того, без чего невозможно нормальное развитие любой жизни».    
 

 Александр КАЗАКЕВИЧ,  

главный редактор газеты«Однако, жизнь!»,  

белорусский писатель,  

автор книг «Вдохновляющая книга. Как жить»,

«Окрыляющая книга. Живи легко» и других

Комментарии (1)
Алексей Дыма (Вахтённый) # 24 августа 2013 в 20:48 0
Когда мы, наконец, поймём что не экономика и не деньги – самое важное для людей! Что не качество и количество машин, колбас, станков, урожая – показатель цивилизованности общества! Самое важное – какого человека «выпускает» это общество: порядочного, ответственного, справедливого, мудрого – того, кто будет заботиться не только о себе, но и о других; или всего лишь хорошо обученного, беспринципного «делателя денег», послушного социальному манипулированию обывателя – ненасытного потребителя товаров и услуг?..
Яркий пример в масштабе нашего городка - читайте в статье ДОКАТИЛИСЬ!
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1