На космодроме Байконур упала ракета «Протон-М»

article968.jpg

Ракета-носитель «Протон-М» с тремя спутниками Глонасс сегодня в 6:38 по московскому времени потерпела катастрофу после запуска с космодрома Байконур.

 

На десятой секунде полёта ракета резко изменила траекторию, затем начала разваливаться и взрываться в воздухе. Старт и падение ракетоносителя показывали в прямом эфире.

Обломки «Протона» упали недалеко от стартовой площадки, сообщает информационное агентство «Интерфакс».

По информации  «Вестей», на месте катастрофы могло разлиться несколько сотен тонн гептила.

«Протон» должен был впервые с 2011 года вывести на орбиту три навигационных спутника «Глонасс-М» для пополнения орбитальной группировки.

В 2010 году «Протон» также не смог вывести на орбиту три спутника Глонасс – они упали в Тихий океан.

Тогда специалисты установили, что из-за ошибки в документации в разгонный блок залили полторы тонны лишнего окислителя.

В 2007 году «Протон» упал в 40 километрах от казахского города Жезказган.

Тогда окрестности города залило гептилом.

России пришлось выплатить Казахстану компенсацию в два с половиной миллиона долларов.

 

Источник – Амур.Инфо

Фото:  www.vesti.ru 

ВИДЕО неудавшегося запуска «Протон-М». Прямой эфир. Телеканал «Россия 24»

 

 

Комментарии (11)
Алексей Дыма (Вахтённый) # 2 июля 2013 в 16:38 0

Всё о космодромах...:

Космодромы — «ключ на старт»

"...Перед запуском Discovery сотрудники NASA отлавливают всех птиц на мысе Канаверал. Черепах и прочую живность это не касается — они спокойно проживают рядом с космодромом."

Вопросы экологии

Одна из серьезных проблем, связанных с космодромами, — их неблагоприятное влияние на окружающую среду. В первую очередь это обусловлено применением в качестве компонентов топлива ядовитых и агрессивных веществ. Такие компоненты, как азотная кислота, азотный тетраксид (четырехокись азота) и гептил (иначе именуемый несимметричным диметилгидразином), способны нанести значительный ущерб растительности и здоровью человека и животных. Что и говорить, если применяемый в качестве горючего керосин у ракетчиков считается «экологически чистым».

Наиболее серьезный ущерб наносят аварии ракет, которые случаются в нескольких процентах запусков. Возьмем, например, аварию ракеты-носителя типа «Днепр», стартовавшей с космодрома Байконур 27 июля. Она упала на территории Казахстана на удалении 150 км от точки запуска. Результатом стало попадание в воздух и на землю значительного количества гептила. ( прим: статья от 2006 года)
Однако наряду с катастрофами есть и так называемый плановый ущерб, обусловленный повседневной деятельностью космодрома. Это утечки компонентов топлива при хранении, происходящие на любых базах хранения агрессивных и ядовитых веществ, что является, увы, неизбежным следствием несовершенства технологий...

Утечки также происходят при заправке ракеты. Наверняка многие видели кадры, на которых готовая к старту ракета «парит». Это связано с тем, что горючее и окислитель в баках ракеты находятся под давлением. В процессе «ожидания» старта ракета нагревается, давление в баках повышается и клапаны начинают сброс давления, чтобы баки не «расперло». В основном подобное происходит при заправке ракеты криогенными компонентами топлива, но ими не ограничивается.
Наконец, отдельный тип планового экологического ущерба связан с падением «нижних» ступеней ракет-носителей. В баках обычно остаются излишки топлива — недозаправка может привести к потере дорогого спутника, так что лучше уж слегка перелить топлива.
В результате, например, падающая на землю вторая ступень тяжелой ракеты «Протон» несет примерно 1 200 кг металла, 600—900 кг гептила и 1 000—1 500 кг азотного тетраксида. Причем раскаленная при торможении в атмосфере ступень может поджечь лес или взорваться.
Как правило, вторые ступени ракет, запускаемых с космодрома Байконур, попадают в так называемый район падения № 326.
Он имеет форму эллипса площадью более 5 000 км2, из которых больше половины — примерно 3 300 км2— приходятся на территорию Алтайского государственного природного заповедника, который с 1998 года включен в программу ЮНЕСКО «Всемирное наследие», и по закону его территория должна быть свободна от хозяйственной деятельности. Между тем за время эксплуатации «Протонов» на алтайскую землю упало около 180 их ступеней.

Выход видится в переносе района падения, но аналогичная территория все равно будет необходима, причем она не может отстоять далеко от трассы запуска ракет с Байконура. Сейчас первые ступени запущенных отсюда ракет падают также на территории Казахстана и Туркмении. Большая часть вторых ступеней летят в Томскую и Новосибирскую области. Однако существуют и другие районы падения, например в Якутии.

Дело в том, что в советские времена практически единственным фактором для выбора трассы запуска было построение оптимальной траектории полета ракет. В результате по стране разбросаны десятки районов падения, занимая в общей сложности 4,8 миллиона гектаров, на которых нельзя жить и работать.
Алексей Дыма (Вахтённый) # 2 июля 2013 в 17:27 0
Персонал Байконура эвакуировали из-за угрозы отправления ядовитым топливом

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Алексей Дыма (Вахтённый) # 2 июля 2013 в 20:20 +3
"Вести" смотрю - новость про падение ракеты "Протон-М" и её взрыва на Байконуре, а также о катастрофическом разливе "тучи" тонн "полезного" гептила - стоит в обзоре новостей после экономического блока и перед сюжетом об Абрамовиче и о стриптизёрах, приглашённых местными властями на День молодёжи в небольшом городке в Пермском крае...
Причём последний сюжет по времени "выдался" вдвое дольше, чем 40 секунд о "НЕУДАЧНОМ ЗАПУСКЕ"...
Выводы делайте сами.
Алексей Дыма (Вахтённый) # 2 июля 2013 в 21:07 0
Из истории вопроса - статьи журналистов "СГ+" и внештатных репортёров об Амурском Байконуре:
alexxxxxs # 2 июля 2013 в 23:10 0
Это государство еще строит себе монстра - убийцу.
alexxxxxs # 2 июля 2013 в 23:45 +1

Российская космонавтика: есть ли основания для гордости?

""

Введение

К сожалению, придётся начать с не-космических тем, поскольку есть три фактора, которые очень серьезно влияют на восприятие положения дел в отечественной космонавтике, и, не взяв на них поправку, по-моему, не получится полноценно сделать этот обзор.

Политика. 2011 год, отметившийся всплеском аварий в отечественной космонавтике, пришёлся на период предвыборного политического обострения, и заинтересованные лица сполна использовали это. Мем про «тихоокеанскую группировку спутников» форсится уже второй год, и глупые шутки по этому мему появляются в комментариях с удручающей регулярностью.
Специфика работы СМИ. Успешный запуск — это новость гораздо меньшего масштаба, чем авария. Поэтому человек, не интересующийся космосом специально, слышит об авариях, но вряд ли слышит об успехах.
Психические аберрации. В комментариях к космическим статьям, что на Хабре, что в целом по Рунету, есть весьма печальная аберрация — сочетание черно-белого мышления и нереальных требований. Если мы не сделали «шаттл с дальностью полёта до Луны», то дела наши совсем плохи, и ничего хорошего у нас нет. В реальном мире невозможно быть лучшим везде по всем параметрам, и наличие недостатков не означает глобального краха.



В конце введения подчеркну, что эта статья — обзорный ликбез, и, возможно, вы не найдёте здесь много нового. Также, я постарался дать к каждому утверждению ссылку, поэтому не удивляйтесь обилию синего текста.

Пилотируемая космонавтика

""


Пилотируемые корабли

Запустить сегодня человека в космос самостоятельно могут только две страны — Россия и Китай. У всех остальных стран собственные пилотируемые корабли отсутствуют или находятся в разработке. Рассмотрим более подробно:

Россия: Успешно используется КК «Союз» четвертой модификации «ТМА-М», готовится пятая модификация «ТМА-МС», которая, как ожидается, станет последней. Разрабатывается «Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС)», первый беспилотный пуск не раньше 2017
США: Программа «Спейс Шаттл» закрыта в 2011 году, разрабатывавшаяся на замену программа «Созвездие» остановлена в 2010. Корабль «Орион», входивший в программу «Созвездие», однако, не был закрыт окончательно, и сейчас разрабатывается (первый пуск не раньше 2017). Также существует государственная программа финансирования частных фирм-разработчиков пилотируемых кораблей (CCDev), в рамках которой разрабатываются корабли DreamChaser, DragonRider, CST-100. Однако ни один из них не отправится в полёт раньше 2017 года, и НАСА покупает места на «Союзах» уже до июня 2017.
Европа: Есть проект CSTS, который в середине нулевых планировалось разрабатывать совместно с Россией, однако, твердый контракт так и не был подписан. Судя по тому, что по CSTS или ACTS, как его начали называть в конце нулевых, удивительно мало информации в интернете, проект наверняка заморожен.
Китай: Эксплуатируется КК «Шэньчжоу», в 2007 году появились несколько фотографий многоразового аппарата «Шэньлун», однако статус этой программы неизвестен.
Индия: Проект ISRO. Первый полёт планировался в 2012, затем 2016, а сейчас есть сомнения в том, что он будет завершён, из-за финансовых трудностей.
Япония: Шаттл «HOPE-X» отменен, одноразовый аппарат «Fuji» тоже отменен.

Орбитальные станции

МКС является совместным проектом России (4 модуля, «Заря» принадлежит США), США (7 модулей), Европейского космического агентства (1 модуль), Канады (манипуляторы «Канадарм2» и «Декстр»), Японии (1 модуль). Из всех стран только Россия проводит работы по расширению МКС, модуль «Наука» готовится к запуску в ноябре-декабре этого года.
Также орбитальная станция из одного модуля «Тянгун-1» есть у Китая. Ещё можно отметить частную станцию Бигелоу, которая ожидается не раньше 2014.

Грузовые корабли снабжения МКС

Россия: «Прогресс», 2,3 т. полезного груза, наиболее частые запуски. Возвращение груза возможно, но используется редко.
США: Dragon, наиболее перспективный, ожидается, что станет пилотируемым, 3,3 т. на орбиту, 2,5 т обратно.
Европа: ATV, 7,6 т. на орбиту, возвращение не предусмотрено.
Япония: HTV, 6 т. на орбиту без возврата.

Прикладная беспилотная космонавтика

""


Системы спутниковой навигации

Глобальные системы спутниковой навигации имеют только две страны: Россия и США. У остальных стран такие системы отсутствуют, либо являются локальными:
Россия: ГЛОНАСС, 24 спутника по плану системы, 28 сейчас на орбите, 3 «Глонасса-М» готовятся к запуску 2 июля не запущены по причине аварии РН.
США: GPS, 24 спутника по плану, 31 на орбите, самый свежий запущен в мае 2013 года
Европа: Galileo, 27+3 резервных спутников по плану, на орбите сейчас 4 экспериментальных аппарата, полное развертывание системы обещают к 2020 году.
Китай: Локальная система навигации «Бэйдоу». Сейчас работает для азиатского региона, глобальный вариант ожидается в районе 2020 года.
Индия: IRNSS, региональная индийская система, 7 спутников по плану, первый пуск ожидается прошёл успешно 1 июля этого года.
Япония:QZSS, система для улучшения работы GPS, локально для Японии, 4 спутника по плану (3 по первоначальному плану), 3 на орбите, ожидается объявление о начале эксплуатации системы.

Прочие

У любой развитой космической державы есть группировка спутников, обеспечивающая государственные и военные нужды. Это разведка (видовая и радиолокационная), связь, предупреждение о ракетном нападении, метеорология и т.п. К сожалению, в силу обилия программ простое их перечисление неинтересно, подробный рассказ невозможен, и краткое сравнение по шести странам я провести не могу. Также, из-за секретности военной составляющей, в ближайшие годы мы вряд ли узнаем настоящие характеристики этих спутников. Поэтому придётся ограничиться общими фразами, что у всех из шести стран есть соответствующие орбитальные группировки. Что же касается России, то панические темы на тематических форумах вроде «У России нет метеоспутников. Совсем нет» 2004 года ушли в прошлое. У нас есть спутники дистанционного зондирования Земли («Электро-Л», «Канопус-В», «Ресурс-П»), связные («Стрела», «Меридиан»), разведывательные («Кондор», «Персона»), метеорологические («Метеор-М»), СПРН («Око-1»).

Научная беспилотная космонавтика

""


Автоматические межпланетные станции

Здесь лидируют NASA и ESA. В Азии идёт Азиатская космическая гонка между Японией, Китаем и Индией. Япония лидировала в 90-х годах, однако сейчас в лидеры вышел Китай. В настоящее время там идёт соревнование за мягкую посадку на Луну и высадку лунохода. Отличные списки есть на сайте NASA и на Хабре.
Россия: последними успешными АМС были «Веги» в 1984, «Фобосы» в 1988 году были частично успешны, амбициозный «Марс-96» и приснопамятный «Фобос-Грунт» окончились провалом. К счастью, современные АМС очень часто строятся в международной кооперации, и наши ракеты-носители выводят АМС в качестве нашего вклада в миссию, наши приборы искали воду на Луне, и сейчас ищут её на Марсе. В настоящее время ведутся работы по миссиям на Луну («Луна-Глоб», «Луна-Ресурс») и по совместному с ESA проекту ExoMars
США: Множество успешных АМС, начиная от «Вояджеров», и заканчивая популярнейшим «Curiosity». Из ближайших планов — миссия по изучению атмосферы Марса MAVEN.
Европа: Второе место по количеству станций, из наиболее интересных — миссия к комете Чурюмова-Герасименко Rosetta. В планах миссия к лунам Юпитера EJSM (с участием NASA и Роскосмоса) и уже упомянутый ExoMars.
Китай: Последний успех — лунный орбитер «Чанъэ-2» в 2010, в планах посадка на Луну и луноход, миссия «Чанъэ-3».
Индия: Последний успех — лунный орбитер с импактором «Чандраян-1» в 2008, в планах орбитер «Чандраян-2» и луноход, доставленный на поверхность «Луной-Ресурс».
Япония: Последний успех — лунный орбитер «Кагуя» (2007), в планах миссии «Хаябуса-2» (к астероиду) и «BepiColombo» (к Меркурию).

Научные аппараты

Очень обширная категория, перечислить все аппараты вряд ли получится. Различные страны сотрудничают, часто аппараты дополняют друг друга, например, у России не будет своего «Хаббла», но уже есть один и планируются ещё три телескопа в тех диапазонах, в которых «Хаббл» не видит. Среди научных аппаратов есть простые наноспутники, есть очень сложные системы, поэтому остановлюсь на наиболее заметных:
Россия: Наиболее ярким проектом является, безусловно, «Радиоастрон», это программа на острие мирового научного познания. Из телескопов запланированы рентгеновский и гамма- «Спектр-РГ», ультрафиолетовый «Спектр-УФ», в дальней перспективе миллиметровый, субмиллиметровый и инфракрасный «Миллиметрон». Эксплуатируются биологические спутники «Бион», последний полёт в этом году, и физические спутники «Фотон», последний полёт в 2007, ожидается запуск 2013-2014.
США: Лидер по количеству аппаратов. Одних телескопов: оптический «Хаббл», инфракрасный «Спитцер» (2003-2009), недавно вышедший из строя «Кеплер» для поиска экзопланет, рентгеновский «Чандра», гамма-всплесков «Swift».
Европа: Тоже весомое количество аппаратов: недавно закончивший свою работу «Гершель», реликтового излучения «Планк».
Китай: Сумел найти только совместный с ESA «Double Star» для изучения магнитосферы.
Индия: Рентгеновский эксперимент «IXAE» (2006), планируется к запуску рентгеновский и УФ «Astrosat».
Япония: Инфракрасный «Akari», рентгеновский «ASTRO-E2».

Средства выведения

""


В этой категории однозначно лидирует Россия. Уже много лет у нас больше всего запусков.
Россия: Полноценный парк ракет-носителей, серийное производство, наращивание объемов производства. Легкие ракеты нескольких типов: «Днепр», «Рокот». Семейство средних ракет «Союз» с тремя (один строится) стартовыми комплексами в России и одним в Южной Америке. Тяжелый «Протон». Ведутся разработки модернизированного «Союза 2.1в», «Союза-2-3», «Союза-5» на сжиженном природном газе, модульной, разрабатываемой в лёгком и тяжелом вариантах, ракеты «Ангара», первая ступень которой уже успешно слетала три раза в составе корейской ракеты KSLV-1.
США: У США есть хорошие наработки по кислородно-водородным двигателям — разгонный блок «Центавр», тяжелая, но дорогая «Дельта». Но с кислородно-керосиновыми двигателями ситуация неприятная — «рабочая лошадка» американской космонавтики, «Atlas-V», на первой ступени использует российский РД-180. Доходит до смешного — спутник предупреждения о ракетном нападении SBIRS с пафосными белоголовыми орлами тоже запускается на российском двигателе. Безусловно, эта ситуация США очень не нравится, и они принимают серьезные усилия, чтобы получить свои ракеты-носители: «Falcon», «Antares» (снова российский двигатель, теперь НК-33). Ещё можно отметить очень интересную ракету-носитель воздушного старта «Pegasus», жаль, она выводит всего 450 кг на орбиту. Второе-третье место по количеству запусков.
Европа: Лёгкая ракета «Vega», средняя ракета «Союз», импортированная из России, тяжелая ракета «Ariane-V», четвертое место по количеству запусков.
Китай: Очень большое семейство ракет «Великий поход», очень активно развивающееся. Разрабатывается тяжелая ракета «Великий поход-5», второе-третье место по количеству запусков.
Индия: Легкая «PSLV», средняя «GSLV», разрабатывается «GSLV Mk3», 2-3 запуска в год, стараются активно развиваться.
Япония: «H-IIA» и «H-IIB», 2-3 запуска в год, особого прогресса не заметно.

Заключение

После всех приведенных выше аргументов, надеюсь, у вас не осталось сомнений, что положением России в деле освоения космоса можно обоснованно гордиться. Поскольку ESA является совместным проектом двадцати с лишним стран, мы твердо входим в тройку первых космических государств (я бы дал второе место: США, Россия, Китай) или в четверку космических агентств (я бы дал второе место: США, Россия, ЕКА, Китай). Надеюсь, эта статья послужит хорошим справочным материалом.

Upd: Сегодняшний неудачный пуск «Протона» в статье ничего не меняет. У ГЛОНАСС есть ещё как минимум 3 резервных спутника. Скорее всего сдвинутся сроки пусков на «Протонах» из-за времени на расследование причин и возможную доработку, но это не меняет общей ситуации.
http://habrahabr.ru/post/185106/
Алексей Дыма (Вахтённый) # 3 июля 2013 в 11:58 0
Уважаемые пользователи, Вашему вниманию новая запись в блоге Натальи Малафай:
У меня нет слов sad
Администратор # 3 июля 2013 в 15:50 +2
Нашёл в статьях:
...даже в нормально отработавшей ступени, упавшей на землю, содержится несколько тонн гептила...
А тут в момент падения ракеты было около 500 тонн гептила!..
Алексей Дыма (Вахтённый) # 7 июля 2013 в 23:33 0
АиФ-Дальний Восток №24, 2013 г. - рубрика «МНЕНИЕ ВОРОНКОВА»
Алексей Воронков, писатель, журналист:


"Так называемых «зон влияния» гептила по стране свыше двадцати. Там падают ступени ракет с невыгоревшим до конца ракетным топливом. Этот яд частью разливается по земле, частью распыляется в воздухе, образуя смертоносный смог.
И хотя один коммерческий запуск ракеты стоит в среднем 50 млн долларов, выплаты пострадавшему населению составляют 1/4000 этой суммы. От этого наши ракетные запуски самые дешёвые в мире, поэтому весь мир и пытается «стартануть» с наших территорий. Так что в дальнейшем ожидается значительное увеличение жертв «гептиловых запусков» ракет. Не обойдёт эта участь и нашу область при условии, если мы не защитим себя.
На рубеже 50-60-х годов прошлого века в нашем космическом ведомстве наметилось противостояние по вопросу, на каком топливе делать ракетные двигатели – на жидком или твёрдом.
Академик Королёв был против гептила: «Мы потравим всю страну». Увы, хоть твёрдое топливо намного безопаснее жидкого, при его сгорании образуются другие крайне ядовитые вещества – диоксины. Последствия для человека – раковые заболевания, дефекты развития, проблемы с деторождением, снижением иммунитета и умственных способностей. Выходит замкнутый круг Но те же американцы, например, решили обезопасить человека совершением запуска ракет таким образом, чтобы их ступени падали не на сушу, а в океан.
Но до нас это не дойдёт, пока гром не грянет.
Правительство и военные продолжают настаивать на том, что запуски ракет – совершенно безобидное дело.
Люди умоляют их прекратить чудовищные опыты над ними, взывают к совести.
Но Москва молчит..."
Алексей Дыма (Вахтённый) # 9 июля 2013 в 12:07 0

Вести в субботу с Сергеем Брилевым (06.07.2013)

Запись падения, комментарий Рогозина. Смотреть с 26 мин 30 сек:

Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1