Бедствовал ли крестьянин на Руси? Исторические свидетельства иностранцев

Автор
Опубликовано: 3136 дней назад (18 октября 2015)
Блог: Обо всём
+1
Голосов: 1
Бедствовал ли крестьянин на Руси? Исторические свидетельства иностранцев

Весьма распространено мнение, что простой народ в России всегда жил тяжело, постоянно голодал, и терпел всяческие притеснения от бояр и помещиков. Однако, так ли было на самом деле? Конечно, в силу объективных причин, у нас сейчас почти нет статистических данных по дореволюционной России, как-то ВВП на душу населения, стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум и т.д.

В качестве материала для данной статьи мы будем использовать цитаты из воспоминаний иностранцев об их посещении России в разное время. Они тем более для нас ценны, так как иностранцам нет нужды заниматься приукрашением действительности чужой для них страны.

""


Интересные записки оставил Юрий Крижанич, хорватский богослов и философ, в 1659 году прибывший в Россию. В 1661 он был отправлен в ссылку в Тобольск — его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников православия, так и для католиков. В ссылке он провел 16 лет, где написал трактат «Разговоры о владетельстве», также известный как «Политика», в котором тщательно проанализировал экономическое и политическое положение России.

Вот что он пишет:

«Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы..., а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?..

Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками и твезами, шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шелка…

Следовало бы запретить простым людям употреблять шелк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином... Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие черные люди носят шелковые платья. Их жен не отличить от первейших боярынь».

Необходимо отметить, что только в 20 веке мир пришёл к тому, что фасон одежды перестал определять достаток человека. Пиджаки носят и министры, и профессора, а джинсы может надеть как миллиардер, так и простой рабочий.

А вот что пишет Крижанич про еду:

«Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее. Растут на Руси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное. Индейские и домашние куры и яйца в Москве крупнее и вкуснее, нежели в упомянутых выше странах. Хлеб, действительно, на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше, нежели в Литве, в Польской да Шведской землях. Рыба также добывается в изобилии».

А вот каким было, по данным В.Ключевского, в 1630 году, типичное малоземельное (засевавшее поле размером в одну десятину, то есть 1.09 га ) крестьянское хозяйство Муромского уезда: «3-4 улья пчел, 2-3 лошади с жеребятами, 1-3 коровы с подтелками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клетях 6-10 четвертей (1,26-2,1 куб.м) всякого хлеба».

Многие иностранные путешественники отмечают дешевизну продуктов в России. Вот что пишет Адам Олеарий, который, будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, побывал в России в 1634 и 1636—1639 гг. «Вообще по всей России, вследствие плодородной почвы, провиант очень дешев, 2 копейки за курицу, 9 яиц получали мы за копейку». А вот другая цитата из него же: «Так как пернатой дичи у них имеется громадное количество, то ее не считают такой редкостью и не ценят так, как у нас: глухарей, тетеревов и рябчиков разных пород, диких гусей и уток можно получать у крестьян за небольшую сумму денег».

""


Персиянин Орудж-бек Баят (Урух-бек), который в конце 16 века был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство и стал именоваться Дон Хуан Персидский, даёт аналогичные свидетельства относительно дешевизны еды в России:

«Мы пробыли в городе [Казани] восемь дней, причем нас так обильно угощали, что кушанья приходилось выбрасывать за окно. В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дешевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать».

А вот что пишет венецианский торговец и дипломат Барбаро Иосафат, в 1479 году побывавший в Москве: «Изобилие хлеба и мяса здесь так велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру. За один марк вы можете получить 4 фунта мяса, 70 куриц стоят червонец, и гусь не более 3 марок. Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук». Секретарь австрийского посла в России Гвариента Иоанн Корб, бывший в России в 1699 году, также отмечает дешевизну мяса:

«Куропатки, утки и другие дикие птицы, которые составляют предмет удовольствия для многих народов и очень дороги у них, продаются здесь за небольшую цену, например, можно купить куропатку за две или за три копейки, да и прочие породы птиц приобретаются не за большую сумму».

Соотечественник Корба, Адольф Лизек, состоявший секретарем при австрийских послах, бывших в Москве в 1675-м году, и вовсе отмечает, что «птиц так много, что жаворонков, скворцов и дроздов не едят».

В том же 17-веке в Германии проблему с мясом решали по-другому. Там за время Тридцатилетней войны (1618–1648) было уничтожено около сорока процентов населения. В результате дело дошло до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях Германии (считавшейся, между прочим, «христианской») было разрешено многоженство для восполнения людских потерь.

Однако, всё вышеописанное относится к периоду до 18 века, т.е. Московского царства. Посмотрим, что было в период Российской Империи. Интересны записки Шарля-Жильбера Ромма, активного участника Великой французской революции. С 1779 по 1786 год он жил в России, в Санкт-Петербурге, где работал учителем и воспитателем графа Павла Александровича Строганова. Совершил три путешествия по России. Вот что он писал в 1781 году в своём письме Г. Дюбрёлю (к сожалению, он не уточняет, о крестьянах какой именно области идёт речь).

«Крестьянин считается рабом, поскольку господин может его продать, обменять по своему усмотрению, но в целом их рабство предпочтительнее той свободы, коей пользуются наши земледельцы. Здесь каждый имеет земли больше, чем может обработать. Русский крестьянин, далекий от городской жизни, трудолюбив, весьма смекалист, гостеприимен, человечен и, как правило, живет в достатке. Когда он завершит заготовку на зиму всего необходимого для себя и своей скотины, он предается отдыху в избе (isba), если не приписан к какой-либо фабрике, каковых в этой области много, благодаря богатым рудникам, или если не отправляется в путешествие по своим делам или по делам господина. Если бы здесь были лучше известны ремесла, у крестьян было бы меньше времени для досуга в тот период, когда они не заняты сельским трудом. И господин, и раб получили бы себе от этого пользу, но ни те, ни другие не умеют рассчитывать свою выгоду, поскольку еще не достаточно прочувствовали необходимость ремесел. Здесь царит простота нравов и довольный вид никогда бы не покидал людей, если бы мелкие чинуши или крупные собственники не проявляли жадности и рвачества. Малочисленное население области во многом является причиной изобилия всего, что необходимо для жизни. Продовольствие стоит так дешево, что, получая два луидора, крестьянин живет весьма зажиточно».

""


Обратим внимание: о том, что русское «рабство» крестьян более предпочтительным, чем «свобода» французских пишет не кто-нибудь, а будущий активный участник Великой Французской революции, прошедшей под лозунгом «Свобода, равенство и братство». То есть у нас нет причин подозревать его в необъективности и пропаганде крепостного права.

Вот что он писал в одном из своих писем по поводу положения французских крестьян ещё до своего отъезда в Россию:

«Повсюду, мой дорогой друг, и у стен Версаля, и за сто лье от него с крестьянами обращаются столь варварски, что это переворачивает всю душу чувствительному человеку. Можно даже сказать с полным на то основанием, что здесь их тиранят больше, чем в отдаленных провинциях. Считается, что присутствие сеньора должно способствовать уменьшению их бедствий, что, увидев их несчастья, эти господа должны постараться помочь с теми справиться. Таково мнение всех, у кого благородное сердце, но не придворных. Они ищут развлечения в охоте с таким пылом, что готовы пожертвовать для этого всем на свете. Все окрестности Парижа превращены в охотничьи заповедники, из-за чего несчастным [крестьянам] запрещается выпалывать на своих полях сорняки, которые душат их хлеб. Им разве что разрешено бодрствовать ночи напролет, выгоняя из своих виноградников разоряющих их оленей, но не дозволено ударить никого из этих оленей. Работник, согбенный в рабской покорности, часто понапрасну тратит свое время и умение, служа напудренным и вызолоченным идолам, которые безжалостно гонят его, если только он вздумает попросить плату за свой труд».

Речь идёт как раз про тех самых «свободных» французских крестьян, «свобода» которых, по мнению Ромма, хуже «рабства» русских крепостных.

А. С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню, отмечал:

«Фонвизин в конце XVIII в. путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю… Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».

Положение русского крепостного крестьянства было лучше не только французского, но и ирландского. Вот что писал в 1824 г. английский капитан Джон Кокрейн. «Безо всяких колебаний... говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. В России изобилие продуктов, они хороши и дешевы, а в Ирландии их недостаток, они скверны и дороги, и лучшая их часть вывозится из второй страны, между тем как местные препятствия в первой приводят к тому, что они не стоят такого расхода. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами».

Напомним, что в 1741 г. голод унес в могилу одну пятую часть населения Ирландии — около 500 тыс. человек. Во время голода 1845—1849 гг. в Ирландии погибло от 500 тыс. до 1,5 млн. человек. Значительно увеличилась эмиграция (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн. чел.). В итоге, в 1841—1851 гг. население Ирландии сократилось на 30%. В дальнейшем Ирландия также быстро теряла население: если в 1841 г. численность населения составляла 8 млн 178 тыс. человек, то в 1901 г. — всего 4 млн 459 тыс.

Отдельно хотелось бы осветить жилищный вопрос:

«Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами: за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и задешево доставить на место и сложить», — Адам Олеарий.

«Подле Скородума простирается обширнейшая площадь, на которой продается невероятное количество всякого леса: балок, досок, даже мостов и башен, срубленных уже и отделанных домов, которые без всякого затруднения после покупки и разборки их перевозятся куда угодно», — Яков Рейтенфельс, курляндский дворянин, пребывал в Москве с 1670 по 1673 год.

«Рынок этот находится на большой площади и представляет собой целую массу готовых деревянных домов самого разнообразного вида. Покупатель, являясь на рынок, объявляет, сколько хочет иметь комнат, присматривается к лесу и платит деньги. Со стороны покажется невероятным, каким образом можно купить дом, перевезти и поставить его в одну неделю, но не следует забывать, что здесь дома продаются совершенно готовыми срубами, так что ничего не стоит перевезти их и собрать вновь», — писал Уильям Кокс, английский путешественник и историк, дважды посетил Россию (в 1778-м и 1785 гг.). Другой английский путешественник, Роберт Бремнер, в своей книге «Экскурсии по России», изданной в 1839 г., писал, что «Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтёт негодными для своей скотины».

А вот что писал русский путешественник и учёный Владимир Арсеньев про жилище крестьянина в своей книге «По Уссурийскому краю», в основу которой легли события его экспедиции по уссурийской тайге в 1906 году:

«Внутри избы были две комнаты. В одной из них находились большая русская печь и около нее разные полки с посудой, закрытые занавесками, и начищенный медный рукомойник. Вдоль стен стояли две длинные скамьи; в углу деревянный стол, покрытый белой скатертью, а над столом божница со старинными образами, изображающими святых с большими головами, темными лицами и тонкими длинными руками.

""


Другая комната была просторнее. Тут у стены стояла большая кровать, завешенная ситцевым пологом. Под окнами опять тянулись скамьи. В углу, так же как и в первой комнате, стоял стол, покрытый самодельной скатертью. В простенке между окнами висели часы, а рядом с ними полка с большими старинными книгами в кожаных переплетах. В другом углу стояла ручная машина Зингера, около дверей на гвозде висела малокалиберная винтовка Маузера и бинокль Цейса. Во всем доме полы были чисто вымыты, потолки хорошо выструганы, стены как следует проконопачены».

Из всего вышеперечисленного видно, что, по свидетельству самих иностранцев, которые могли сравнивать быт простого народа как в России, так и в своих странах, и которым нет надобности приукрашивать российскую действительность, во время допетровской Руси, и во время Российской Империи простой народ жил в целом не беднее, а зачастую и богаче, чем другие народы Европы.

Литература:

«Россия — это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век» Издательство Сретенского монастыря, 2004 г.
А. Горянин. Мифы о России и дух нации, М., Pentagraphic, 2002
В. Мединский. О русском пьянстве, лени и жестокости. М. Олма, 2008
А.В. Чудинов О путешествии Жильбера Ромма в «Сибирь» (1781 г.): гипотезы и факт
Ричард Пайпс. Россия при старом режиме.
В.К.Арсеньев. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала. М., Правда, 1983.

Источник
Комментарии (31)
Белый # 19 октября 2015 в 06:49 +1
Капремонт - вид оброка в новейшей истории России.
wal # 19 октября 2015 в 10:33 +1
Бедно жили, не от хорошей жизни мои далекие предки за Байкал уехали, но так как были свободными людьми и многие не православные, т.е. свободные от традиций и догматов, в гору пошли на новой земле.
И на фотке это не среднерусская изба, средний русский, белорус, украинец жил в грязной землянки. Дядьку это удивило, когда ездил в 60-е года на запад России – пол земляной, крыши из соломы, ничего не изменилось за 100 лет.
alexxxxxs # 19 октября 2015 в 11:19 0
А пропаганда говорит об обратном)).
wal # 19 октября 2015 в 12:11 0
Пропаганда чего? Дурости и космической глупости для мало образованных людей, которые смотрят ТВ, не выезжают из своего села и края?
alexxxxxs # 19 октября 2015 в 13:35 0
Ха, наговоришь щас! Ты еще скажи, что Земля круглая)).
Там же пропасть за селом! Край Земли!!! Ты чо)? Хочешь чтобы кто то с обрыва упал на слона или черепаху???
wal # 19 октября 2015 в 17:24 0
круглая, я на самолете летал, море ходил и геодезию с картографией немного знаю.
Asket # 20 октября 2015 в 00:00 0
Класс!!!
alexxxxxs # 19 октября 2015 в 11:20 0
По рен-ТВ еще про рептилоидов рассказывают.
Белый # 19 октября 2015 в 12:13 0
Рен -тв вообще, самый правдивый канал)))
alexxxxxs # 19 октября 2015 в 13:29 +1
Но но но! По рен-тв всегда только правду показывают!
Особенно нравится тот чувак в передаче, про взгляд на новости с точки зрения нормального человека как он говорит. Посмотрел, и чувствуешь себя нормальным человеком!!!
Ирма # 19 октября 2015 в 19:33 +2
Если современное понятие "уровень жизни" применить к средневековой Европе, то он будет на порядок ниже российского. После тесноты и нищеты у себя на родине, Россия, конечно, казалась иностранцам сказкой. Поэтому в те времена, как только мореплаватели открыли Новый Свет, европейцы так яростно взялись его осваивать.
wal # 19 октября 2015 в 19:53 +1
Гонконг, Сан-Франциско и Владивосток многим тоже кажется тесными о очень дорогими, как в то время Голладия - маленькая страна, но со свободными людьми. В тесном городе тоже жить можно - всё рядом, если 30-ти этажки не давят.
Ирма # 19 октября 2015 в 20:34 +1
В Японии и 30-ти этажки не помеха хорошей жизни. Для них небоскрёбы - обычное дело: земли мало, людей много. Ресурсов никаких нет, а в передовых странах числится.
wal # 19 октября 2015 в 23:35 0
заметил закономерность, влияние атеизма на развитие страны, да и человека в этой стране(в лучшию строну):
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

смотрим внимательно на карту:
Европа: Франция, Германия, Англия, Швеция и Норвегия (в Норвегии походу самые богатые и свободные люди - девушка капитан подводной лодки там даже есть), Финляндия, Исландия
Азия: Китай, Япония, Корея, Вьетнам
В Африке – ЮАР как никак в прошлом очень передовая держава.
Южная Америка: Чили (эта страна опережает даже многие из Европы), Аргентина, Венесуэла (до недавнего времени), Бразилия развивается - космодром есть.
Австралия, Россия, Белоруссия – те сами себе
Единственное исключение США – не знаю как так, значит так надо.
Pinochet # 20 октября 2015 в 10:00 0
Чушь это всё.
alexxxxxs # 20 октября 2015 в 10:24 0
Сжечь! Сжечь его!
wal # 20 октября 2015 в 11:47 0
пускай чушь, зато люди живут, без лишних домыслов и догадок.
Asket # 19 октября 2015 в 23:58 0
Да, бедствовал, точно так-же как сейчас и еще хуже было, украсть-то негде было, все было в белых ручках, барин правил
сидя в городских хоромах, как Вы в данный момент. Оставьте хоть Вы-то в покое, зачахшее крестьянство, не понимаю, городским
для чего задали вопрос?
wal # 20 октября 2015 в 00:03 0
это кому вопрос адресован?
Pinochet # 20 октября 2015 в 09:59 0
Тогда самый крепостной был свободнее почти любого из нас. Много у нас может прокормить себя, жену и кучу детей без вмешательства и помощи чиновников. Раньше мужик кормил генералов (чиновников). А теперь чиновники кормят мужика. Кто из нас может на пустом месте построить дом, завести хозяйство, содержать семью, построить школу для своих и соседских детей и содержать её?
alexxxxxs # 20 октября 2015 в 10:28 0
Вот то что мужик работящим, то да. Интернетов у него не было.
Щас мы сплошь жопы ленивые.
А кто кого кормит?))) С тех пор, как зародился чиновник, с тех пор его мужик и кормит. Что раньше, что сейчас. Ничего в этом плане не изменилось. Размеры чиновничьего аппарата мож только изменились.
Кто тебе не дает? Не ленись, иди строй.
Pinochet # 20 октября 2015 в 10:41 0
Судя по комментарию, я в десяточку попал. hoho
alexxxxxs # 20 октября 2015 в 10:54 0
Ну не то чтобы в мишень, но куда то попал наверно))))
wal # 20 октября 2015 в 11:34 0
ничем этот мужик не кормил. тот же Николай 2 прекрасно это понимал, почему и шел курс на промыщленность, переселению людей из голодных краёв в восточные губерние и среднию азию (можно сказать успешно, доля русских в той же семереченской губернии очень возрасла).
Ирма # 20 октября 2015 в 11:37 0
Ну не знаю, кого там чиновники прокормили.
Если имеется в виду большой процент людей живущих на пособие, то это не чиновники, а наши налоги.

В былые времена тоже не мало было сирот, калек, одиноких стариков. Пособий вроде бы не было, но люди не давали пропасть этим несчастным. Даже горьким пьяницам в кабаке за казённый счёт наливали.
wal # 20 октября 2015 в 11:53 0
я как-то считал, работающий человек содержит пенсионера, социальника, тунеядца, детей этих категорий, и даже дело не в налогах, в искусственно заниженой зарплате. (в Китае тоже курс нац.волюты занижен на 30-40% , там опасаются, что люди стразу станут богаче, на всех ресурсов пока пока нету, им еще надо построить тысячи дорог, домов и 2 космодрома. Кто ездил 10 лет назад заметил, что щас живут не хуже нас, в чем-то лучше, переселяют деревню в города ( если грубо сказать - с**ть меньше стали на улицах, сморкаться, ходить в яркой одежде стали, машин много своих, дома в 30-ть этажей))
alexxxxxs # 20 октября 2015 в 12:40 +1
Да, работающий человек содержит помимо социальников 200 бухгалтеров обсчитывающих его з/п, 50 инженеров принимающих решения уже после того как рабочий принял решение, и управленческий аппарат из 10 директоров и топ манагеров не понятно чего. Да,занижение з/п. Высокая з/п топ манагеров не заслуга манагеров, это рабочему не доплатили.
wal # 20 октября 2015 в 14:12 +1
на заводе управляющий минимум 400 получал, но меня это не волнует, завод же работает.
Ирма # 20 октября 2015 в 18:38 +1
Не представляю бухгалтерию в 200 сотрудников.
В нашем филиале работает 70 человек, включая уборщиц и начальство. В бухгалтерии сидят 2 женщины, они же ещё и отдел кадров, работы у них очень много, одни только наши командировки, что стоит пересчитать. В другом филиале 48, и тоже 2 бухгалтера. В центральном офисе бухгалтерии нет совсем, и она там сильно не нужна, их задача искать заказы для нас и выигрывать тендеры.

Большинство предприятий, которые я знаю, лишних людей не держат, наоборот стараются экономить и на одного человека повесить ещё и дополнительную нагрузку. Это относится к тем, кто что-то производит или строит, им ведь деньги с неба не падают. В школах и больницах то же самое, штатное расписание сокращают до предела.
Высшего руководства больших контор, конечно, эта экономия не касается.
wal # 20 октября 2015 в 19:09 +2
не как в тех же Теплосетях - сёстры, жены, внуки, братья и т.д., ненужные дублирующие друг друга должности.
Ирма # 20 октября 2015 в 19:59 0
Не даром же говорят, что Теплосеть сильно не доплачивает своим рабочим. И население значит исправно платит, если хватает на дублирующих и ненужных.

То что своих стараются пристроить по возможности, это везде так, но у этого родственника должна быть специальность.
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1